Теоретические положения формирования «Я-концепции»

Я-копцепция - идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические исследования, у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у семейных детей. Отечественный психолог Н. Н. Авдеева провела серию остроумных экспериментов. Ома воспользовалась известной методикой Дж. Гэллапа, изучавшего, как обезьяны узнают себя в зеркале. Для этого он ставил обезьяне красной краской пятно на лбу, и помещал перед ней зеркало. Представители большинства видов обезьян тянулись к зеркалу, чтобы дотронуться к пятну. Лишь шимпанзе начинали сразу ощупывать отметину на своем лбу. На основании этого Гэллап пришел к выводу о наличии чувства самоидентичности у шимпанзе. Отметим кстати, что, как выяснилось, шимпанзе, выросшие в изоляции, себя не узнают. Ученый объясняет это отсутствием эмоционального контакта.

И.Н. Авдеева провела подобные опыты с детьми из дома ребенка и из обычного детского сада, только вместо пятна на лбу она использовала кусок ваты, засунутый под платочек на голове ребенка. Ее эксперименты выявили следующее. Во-первых, дети из дома ребенка значительно позже, чем семейные, начинают узнавать себя в зеркале, у последних к 1 году 8 месяцам данное умение полностью сформированно, причем у некоторых это происходит очень рано, примерно к году; у детей, растущих вне семьи, такое умение начинает складываться лишь после двух лет. Во-вторых, малыши по-разному реагируют на свое странное изображение в зеркале. Дети из семьи, увидев себя в зеркале с шишкой на голове, смеялись, радовались, привлекали внимавне матери и психолога. Воспитанники дома ребенка обычно пугались и начинали плакать.

Следующий важный этап в формировании «Я-концепции», идентичности - знаменитый кризис 3 лет. В психологии показано, что чем ярче протекает этот кризис (как и любой другой), чем более выражена его симптоматика (негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, бунт, чувство собственности по отношению к вещам и окружающим взрослым), тем лучше это для развития личности. Вспомним в этой связи известное высказывание Л.С. Выготского: «Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в следующем возрасте» (Т. 4, с. 253).

Таким образом, с одной стороны, кризис является показателем того, как формировалась личность ребенка на предшествующем этапе, а с другой - характер его протекания влияет на дальнейшее развитие, т. е. в определенном смысле он прогностичен. Как показали исследования Т. В. Гуськовой, кризис 3 лет у воспитанников дошкольного детского дома протекает в стертой форме, запаздывает, в ходе его дефектно формируется такое важное, по мнению исследователя, личностное новообразование, как «гордость за достижение».


Содержание и этапы реализации программы
Программа тренинга осуществляется в три этапа. I – ориентировочный этап, целью которого является первичная диагностика участников, а также эмоциональное сплочение участников. Основное содержание образуют психологические упражнения, направленные на диагностику (самодиагностику)навыков общения, самоанализ, изучение и оценку личностных на ...

Программа развития памяти у детей дошкольного возраста
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти. Задачи: 1. Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, долговременной, кратковременной. 2. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, вниман ...

Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сце ...