Архетипы
Страница 1

На уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей.

Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиция иконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страдания Христа в фиолетовых одеждах.

Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении свою миссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красное начало, которое характеризует его как человека, он переходит в трансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия. Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором красная составляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier так выражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета, символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.

Фиолетовый цвет - это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинству преображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется в больших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католической церкви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняя часть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.

Как цвет творческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многих проявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннего средневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, в фиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звоном изображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображение мира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новой эры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фоне индиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.

Архетипический образ двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан с символикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессом духовной трансформации.

В индийской культуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. В западноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизирует верность. При этом соединение мужского и женского символически представлено здесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.

Очень интересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камню аметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтому в античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения. В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромную фиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиями Христа. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считался аметист.

Шкала нюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витального красного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синего цвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующие цвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый), сине-фиолетовый и индиго.

Пурпурный или «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цвет окрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора. Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве на цвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийских мозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. В этом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католических кардиналов.

Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное.

Страницы: 1 2


Структура и типы девиантного поведения
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное).[7] Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возни ...

Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста
Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценки как регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников. «В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления . Вместе с тем ...

Кризис одного года
Новообразование кризиса – автономная речь (см. выше). Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок ...