Архетипы
Страница 1

На уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей.

Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиция иконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страдания Христа в фиолетовых одеждах.

Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении свою миссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красное начало, которое характеризует его как человека, он переходит в трансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия. Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором красная составляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier так выражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета, символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.

Фиолетовый цвет - это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинству преображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется в больших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католической церкви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняя часть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.

Как цвет творческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многих проявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннего средневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, в фиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звоном изображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображение мира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новой эры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фоне индиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.

Архетипический образ двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан с символикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессом духовной трансформации.

В индийской культуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. В западноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизирует верность. При этом соединение мужского и женского символически представлено здесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.

Очень интересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камню аметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтому в античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения. В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромную фиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиями Христа. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считался аметист.

Шкала нюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витального красного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синего цвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующие цвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый), сине-фиолетовый и индиго.

Пурпурный или «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цвет окрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора. Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве на цвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийских мозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. В этом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католических кардиналов.

Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное.

Страницы: 1 2


Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, он продолжает учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуаци ...

Технологии тайного принуждения личности в массовых информационных процессах. Манипулятивные техники в средствах массовой информации
Прежде всего, необходимо отметить, что специфика каналов распространения информации для массовой аудитории, целей, которые при этом преследуют СМИ и особенностей их воздействия, требуют несколько иного подхода к рассмотрению манипулирования в средствах массовой коммуникации по сравнению с анализом манипуляций в межличностном взаимодейст ...

Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности.
Он формируется под непосредственным воздействием основных свойств долговременной памяти. Пожалуй, никакая другая черта руководителя, за исключением, может быть, интеллекта, не представляется (даже на уровне житейских взглядов) столь очевидной и значимой для руководителя, как его профессиональный опыт. Очень часто понятия «хороший руково ...