Социально-психологическая характеристика молодости
Страница 1

Возрастная психология » Социально-психологическая характеристика молодости

1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]:

1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить материальную независимость от родителей.

2. Приходя в профессию, молодые специалисты горят стремлением произвести в ней революцию, стремятся бороться с косностью и консерватизмом. При этом часто такой «максимализм» часто не подкреплен знаниями, опытом, умениями, ориентации в окружающем мире.

2. Основная психологическая особенность первых лет периода – выраженный инфантилизм (Сапогова Е.Е., 2001).

Инфантилизм – сохранение во взрослом состоянии черт характера, свойственных детям и подросткам. Заключается в социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости.

По мнению Б.Г. Ананьева это объясняется несовпадением во времени наступления зрелости трех сторон развития молодежи:

1. Физической зрелости – зрелости человека как индивида.

2. Гражданской зрелости – зрелости как личности.

3. Умственной зрелости и трудоспособности – зрелости человека, как субъекта познания и труда.

3. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) выражено сильное стремление к самовыражению.

Самовыражение проявляется:

1. В выборе профессии и начале самостоятельной профессиональной карьеры (первостепенная задача для мужчин).

2. В создании собственного окружения (партнер, семья, дети) - первостепенно для женщин.

3. В развитии творческих способностей

Все это является условиями выработки собственного индивидуального жизненного стиля.

4. Приводится в соответствие личность, характер, индивидуальность с выбранным способом самореализации в обществе. Это становится возможным на основе самопознания, самопринятия и выстраивания системы личных, нравственных, культурных ценностей.

5. Выстраивается жизненная стратегия, которая формируется в результате соотнесения своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Варианты:

§ путь «четкого плана» - определяется жизненная линия и профессиональная перспектива, затем упорно реализуется;

§ путь пробования себя в разных качествах, обозначения различных перспектив самореализации, и только после этого определение главных позиций;

§ путь устройства жизни при использовании обеспеченного «тыла» со стороны родителей;

§ путь «крутых перемен» - «отрыва» от родителей, смены города, поиска «другой жизни»;

§ путь скорейшего семейного устройства и рождения детей;

§ путь длительного сохранения личной свободы и пр.

6. В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступление в брак, что связано с освоением новых социальных ролей (супруг, сексуальный партнер, родитель), в эмоциональном - любовь. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».

По результатам опроса студентов, в основе брачных отношений лежит:

1. эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%);

2. дружба и совместимость (20%);

3. жертвенность (20%);

4. спокойствие (17%);

5. реализм / практицизм (3%)

Широко известна нестабильность брака в молодости (в среднем, в этот период жизни распадается 60% браков, причем этот процент еще выше в среде служащих и лиц с высшим образованием). Одновременно отмечается тенденция молодых женщин воздержаться от рождения детей в первые годы брака из-за желания реализоваться сначала как личность и профессионал. Каждый 7-й молодой человек предпочитает вообще не вступать в брак, имея при этом сексуального партнера. Нарастает тенденция формирования разновозрастных пар и рождению женщинами ребенка «для самой себя». Т.е. можно говорить о том, что в современном мире размывается институт семьи как структуры из взрослой пары и детей (Сапогова, стр386).

Страницы: 1 2 3


Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряже­ние) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физичес­кому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин приме­няется для обозна ...

Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Идея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности. В научной психологи также неоднократно высказывались идеи о роли эмоций в мотивации поведения. Так, Фредерик Бартлетт в 1962 году отмечает, что эмоции обеспечивают побуждение неспецифического характера для выполн ...

Короткие советы по профилактике стресса
Общие: Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами. Поговорите о своих проблемах с кем – нибудь из близких. Напомните сами себе, что Вы человек, и потому имеете право на ошибки. Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза. Если Вы чу ...