Искажение // Умолчание

Проблема лжи » Искажение // Умолчание

Экман пишет, что существуют две основные формы лжи: умолчание и искажение. «При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложную. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия – он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную» [Пол Экман].

Раскрывая содержания понятий лжи, обмана, неправды, уже говорилось, что мнения о том, что есть ложь и что есть обман, расходятся. По мнению Экмана это синонимы. По мнению Бок есть понятие тайны, при котором умолчание может быть нравственным и оправданным. Виктор Знаков отстаивает мнение, что ложь и обман суть разные явления. Очевидно, что столь простое разграничение вынуждено допускать большое количество оговоренностей и исключений. Врач может не только умалчивать истинную картину болезни, но и мистифицировать ее, сообщая ложные сведения, ради блага больного. Трудно в этом случае назвать его действия лживыми. Знаков, например, назвал бы их обманными. Разведчик, которого допрашивают враги, может не только утаивать секрет, но и дезинформировать, и его действия тоже трудно назвать лживыми. С другой стороны, в правовой сфере утаивание информации классифицируется как дача именно «ложных» показаний, то есть свидетель не обманывает следователя или судью, а именно лжет, сообщая, что ему неизвестно нечто, хотя, на самом деле, это нечто ему известно.

Поэтому важным параметром, который может помочь определить, является ли некое действие лживым или обманным, будет являться параметр намерения, то есть желания, или же нежелания обманщика ввести кого-либо в заблуждение.


Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест­ве, найти свое место в жизни, а также раз­вить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых вы­деляют как учащихся с девиантным пове­дением, к ...

Неадекватность социальных оценок
В социальной практике нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие престарелые, правонарушители, наркоманы и др.). Работа с подобными группами сложна и не всегда удачна, но владея психологической ин ...

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Одно из основных задач руководителя - создания условий для укрепления межличностных связей, сила которых повышает показатель уровня развития коллектива. Успешное решение этой задачи возможное при условии понимания руководителем природы и структуры социально-психологического климата. Психическое напряжение – это психическое состояние ко ...