Неадекватность социальных оценок
Страница 1

В социальной практике нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие престарелые, правонарушители, наркоманы и др.).

Работа с подобными группами сложна и не всегда удачна, но владея психологической информацией, специалист-психолог может сделать ее более успешной. В. С. Агеев исследовал психологические последствия социальной несправедливости. Он обнаружил, что обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно. Первый путь характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Второй связан с усилением внутригрупповой солидарности и сплоченности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежностью к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Оба типа носят деструктивный характер. Специалисту, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежным проявлениям описанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей.

Существует немало решений данных проблем. Попытки дать ответ на эти вопросы предпринимали многие психологи. В зависимости от методологической и теоретической ориентации предлагались и соответствующие решения. Так, с позиций бихевиористской психологии сформировалась концепция "фрустрация – агрессия". С этой точки зрения считалось, что последствием социальной несправедливости может быть только агрессия, имеющая различные степени проявления, направленная на себя или на других и т.д. В качестве доказательств проводился анализ забастовок, межэтнических и расовых конфликтов, выступлений различных партий. Другая, противоположная точка зрения, сводится к тому, что у членов низкостатусных групп понижается собственная самооценка. Для избежания психологического дискомфорта человек может проявлять разные реакции: от агрессии до стремления уйти из группы, "возвыситься" над ней. В. С. Агеев, который сделал анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности, описал следующие: индивидуальная мобильность, социальная креативность и социальное соперничество (конкурентность).

Первая часть стратегий связана с попыткой членов группы выйти из нее и примкнуть к другой, престижной, и характерна для людей, пытающихся повысить социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая связана с изменением прежних критериев социальной оценки. Третья включает разнообразные стратегии, как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, приводящие нередко к социальным катаклизмам.

Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активными действиями до тех пор, "пока незаконность статусных различий становится явной, очевидной для дискриминируемых групп, возникает, растет, крепнет ощущение несправедливости…".

Основываясь на психологических данных, можно выбрать путь снятия напряженности, предварительного устранения объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или отдельных индивидов, придания неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера. При этом важно помнить, что:

Страницы: 1 2


Развитие личности в старшем подростковом возрасте
С.Холл назвал это возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Мотивационная сфера подростка Мотивационная сфера – направлена на общение со сверстниками, учебную и творческую (спортивную) деятельность. Главная особен ...

Приложения
Опросник Леонгарда (Шмишека) Инструкция: ниже даны вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с данным утверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номером знак «+», если не согласны (нет) – знак «». 1. Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчае ...

Когнитивная готовность
Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Все это связано с игрой. По Пиаже, дошкольник находится на 2 стадии умственной активности. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме да ...