Неадекватность социальных оценок
Страница 1

В социальной практике нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие престарелые, правонарушители, наркоманы и др.).

Работа с подобными группами сложна и не всегда удачна, но владея психологической информацией, специалист-психолог может сделать ее более успешной. В. С. Агеев исследовал психологические последствия социальной несправедливости. Он обнаружил, что обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно. Первый путь характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Второй связан с усилением внутригрупповой солидарности и сплоченности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежностью к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Оба типа носят деструктивный характер. Специалисту, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежным проявлениям описанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей.

Существует немало решений данных проблем. Попытки дать ответ на эти вопросы предпринимали многие психологи. В зависимости от методологической и теоретической ориентации предлагались и соответствующие решения. Так, с позиций бихевиористской психологии сформировалась концепция "фрустрация – агрессия". С этой точки зрения считалось, что последствием социальной несправедливости может быть только агрессия, имеющая различные степени проявления, направленная на себя или на других и т.д. В качестве доказательств проводился анализ забастовок, межэтнических и расовых конфликтов, выступлений различных партий. Другая, противоположная точка зрения, сводится к тому, что у членов низкостатусных групп понижается собственная самооценка. Для избежания психологического дискомфорта человек может проявлять разные реакции: от агрессии до стремления уйти из группы, "возвыситься" над ней. В. С. Агеев, который сделал анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности, описал следующие: индивидуальная мобильность, социальная креативность и социальное соперничество (конкурентность).

Первая часть стратегий связана с попыткой членов группы выйти из нее и примкнуть к другой, престижной, и характерна для людей, пытающихся повысить социальный престиж благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая связана с изменением прежних критериев социальной оценки. Третья включает разнообразные стратегии, как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, приводящие нередко к социальным катаклизмам.

Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активными действиями до тех пор, "пока незаконность статусных различий становится явной, очевидной для дискриминируемых групп, возникает, растет, крепнет ощущение несправедливости…".

Основываясь на психологических данных, можно выбрать путь снятия напряженности, предварительного устранения объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или отдельных индивидов, придания неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера. При этом важно помнить, что:

Страницы: 1 2


Возраст игры: инициативность – вина
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобрете ...

Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормати ...

Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни. Терминология
В связи с тем, что проблема психической депривации находится в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей. Зачастую авторы сужают термин соответств ...