Методы научного познания в юридической психологии
Страница 1

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономерностей группы явлений объективного мира. Юридическая психология может успешно развиваться лишь в том случае, если при изучении явлений все ее методы полностью основываются на теории познания. Только знание диалектического метода познания дает нам возможность правильно вскрывать закономерности и познавать сущность психических явлений. Правильная методологическая основа при разработке всех методов и конкретных методик исследования является непременным условием развития юридической психологии. Чтобы понять специфику отдельных видов методов познания и каждого конкретного метода в частности, необходимо их рассмотреть в отдельности, что мы и сделаем в данной работе.

Диалектический метод.

Важнейшей стороной познания любых психолого-правовых явлений выступает диалектическая взаимосвязь теории - метода и практики. Практика всегда является основой познания. Метод опосредует отношение между теорией и практикой, исходя конечно из практики, конкретизируясь в форме экспериментально-наблюдательных эмпирических процедур, он всегда сохраняет и свою связь с нею. В исследовании, писал И.П. Павлов, метод - это самая первая основная вещь; от метода, способа действия всегда зависит серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много, при плохом методе и гений будет трудиться впустую.

Диалектический метод всегда синтезирует в себе получение нового знания, проверку его и применение на практике. Поэтому он безусловно выступает как метод и познания, и практической деятельности. Являясь всеобщим научным методом, он позволяет нам всегда познать наиболее общие закономерности развития природы, общества, государства и права. Он предполагает овладение диалектикой и познанием государственно-правовых явлений. Диалектика, как теория познания и логика, вооружает юридическую психологию общими принципами познания, оценки и толкования психолого-правовых явлений. Применение диалектического метода позволяет понять и наиболее общие психологические закономерности развития государства и права, личности в действительности, урегулированной правом, однако не содержит и не может содержать принципов познания психологии конкретных государственно-правовых явлений. В диалектическом методе проявляются всегда основные черты специальных и частнонаучных методов. Использование этого диалектического метода в исследовании психолого-правовых явлений и фактов отличается от использования общих и частнонаучных методов, являющихся конкретизацией его общих принципов. Иными словами, диалектический метод в движении — это всегда диалектическая логика, которая в отличие от формальной оперирует очень гибкими, текучими, подвижными, внутренне противоречивыми формами мысли, которые отражают психологическую сущность государства и права в движении, развитии, изменении и т. д.

Диалектическая логика в большинстве случаев позволяет выделить систему методов, с помощью которых можно полно и правильно уяснить психологический смысл правовой нормы, ее направленность и внутреннее содержание. Она является сущностной стороной методов психолого-правового исследования, способствует правильному определению основных направлений и предметов разработки данных методов, в целом решению вопроса о месте методов познания юридической психологии, а также во всей системе научных методов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Введение.
Психология наших дней – теоретическая дисциплина, изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволябщая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвящена психодиагностике – разделу психологического знания, формирующемус ...

Возраст игры: инициативность – вина
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобрете ...

Влияние психологической готовности на обучение в школе
Психологическая готовность к школе во многом определяет успешное обучение ребенка и его благоприятное развитие. При несформированности какого-либо компонента психологической готовности происходит нарушение адаптации к школе. Это влечет за собой отставание или искажение в развитии других компонентов учебной деятельности. Наиболее сложны ...