Методы научного познания в юридической психологии
Страница 1

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономерностей группы явлений объективного мира. Юридическая психология может успешно развиваться лишь в том случае, если при изучении явлений все ее методы полностью основываются на теории познания. Только знание диалектического метода познания дает нам возможность правильно вскрывать закономерности и познавать сущность психических явлений. Правильная методологическая основа при разработке всех методов и конкретных методик исследования является непременным условием развития юридической психологии. Чтобы понять специфику отдельных видов методов познания и каждого конкретного метода в частности, необходимо их рассмотреть в отдельности, что мы и сделаем в данной работе.

Диалектический метод.

Важнейшей стороной познания любых психолого-правовых явлений выступает диалектическая взаимосвязь теории - метода и практики. Практика всегда является основой познания. Метод опосредует отношение между теорией и практикой, исходя конечно из практики, конкретизируясь в форме экспериментально-наблюдательных эмпирических процедур, он всегда сохраняет и свою связь с нею. В исследовании, писал И.П. Павлов, метод - это самая первая основная вещь; от метода, способа действия всегда зависит серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много, при плохом методе и гений будет трудиться впустую.

Диалектический метод всегда синтезирует в себе получение нового знания, проверку его и применение на практике. Поэтому он безусловно выступает как метод и познания, и практической деятельности. Являясь всеобщим научным методом, он позволяет нам всегда познать наиболее общие закономерности развития природы, общества, государства и права. Он предполагает овладение диалектикой и познанием государственно-правовых явлений. Диалектика, как теория познания и логика, вооружает юридическую психологию общими принципами познания, оценки и толкования психолого-правовых явлений. Применение диалектического метода позволяет понять и наиболее общие психологические закономерности развития государства и права, личности в действительности, урегулированной правом, однако не содержит и не может содержать принципов познания психологии конкретных государственно-правовых явлений. В диалектическом методе проявляются всегда основные черты специальных и частнонаучных методов. Использование этого диалектического метода в исследовании психолого-правовых явлений и фактов отличается от использования общих и частнонаучных методов, являющихся конкретизацией его общих принципов. Иными словами, диалектический метод в движении — это всегда диалектическая логика, которая в отличие от формальной оперирует очень гибкими, текучими, подвижными, внутренне противоречивыми формами мысли, которые отражают психологическую сущность государства и права в движении, развитии, изменении и т. д.

Диалектическая логика в большинстве случаев позволяет выделить систему методов, с помощью которых можно полно и правильно уяснить психологический смысл правовой нормы, ее направленность и внутреннее содержание. Она является сущностной стороной методов психолого-правового исследования, способствует правильному определению основных направлений и предметов разработки данных методов, в целом решению вопроса о месте методов познания юридической психологии, а также во всей системе научных методов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нарушения
Нарушениями восприятия могут быть иллюзии и галлюцинации, а также другие более сложные нарушения, которые описывает клиническая психология (расстройства узнавания, искажения восприятия времени, пространства, собственной личности и пр.). Зрительные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного образа (восприятие висящего в шкафу пальт ...

Учебная деятельность старшеклассников
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие со ...

Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...