Методы научного познания в юридической психологии
Страница 1

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономерностей группы явлений объективного мира. Юридическая психология может успешно развиваться лишь в том случае, если при изучении явлений все ее методы полностью основываются на теории познания. Только знание диалектического метода познания дает нам возможность правильно вскрывать закономерности и познавать сущность психических явлений. Правильная методологическая основа при разработке всех методов и конкретных методик исследования является непременным условием развития юридической психологии. Чтобы понять специфику отдельных видов методов познания и каждого конкретного метода в частности, необходимо их рассмотреть в отдельности, что мы и сделаем в данной работе.

Диалектический метод.

Важнейшей стороной познания любых психолого-правовых явлений выступает диалектическая взаимосвязь теории - метода и практики. Практика всегда является основой познания. Метод опосредует отношение между теорией и практикой, исходя конечно из практики, конкретизируясь в форме экспериментально-наблюдательных эмпирических процедур, он всегда сохраняет и свою связь с нею. В исследовании, писал И.П. Павлов, метод - это самая первая основная вещь; от метода, способа действия всегда зависит серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много, при плохом методе и гений будет трудиться впустую.

Диалектический метод всегда синтезирует в себе получение нового знания, проверку его и применение на практике. Поэтому он безусловно выступает как метод и познания, и практической деятельности. Являясь всеобщим научным методом, он позволяет нам всегда познать наиболее общие закономерности развития природы, общества, государства и права. Он предполагает овладение диалектикой и познанием государственно-правовых явлений. Диалектика, как теория познания и логика, вооружает юридическую психологию общими принципами познания, оценки и толкования психолого-правовых явлений. Применение диалектического метода позволяет понять и наиболее общие психологические закономерности развития государства и права, личности в действительности, урегулированной правом, однако не содержит и не может содержать принципов познания психологии конкретных государственно-правовых явлений. В диалектическом методе проявляются всегда основные черты специальных и частнонаучных методов. Использование этого диалектического метода в исследовании психолого-правовых явлений и фактов отличается от использования общих и частнонаучных методов, являющихся конкретизацией его общих принципов. Иными словами, диалектический метод в движении — это всегда диалектическая логика, которая в отличие от формальной оперирует очень гибкими, текучими, подвижными, внутренне противоречивыми формами мысли, которые отражают психологическую сущность государства и права в движении, развитии, изменении и т. д.

Диалектическая логика в большинстве случаев позволяет выделить систему методов, с помощью которых можно полно и правильно уяснить психологический смысл правовой нормы, ее направленность и внутреннее содержание. Она является сущностной стороной методов психолого-правового исследования, способствует правильному определению основных направлений и предметов разработки данных методов, в целом решению вопроса о месте методов познания юридической психологии, а также во всей системе научных методов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие речи детей в норме
Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким ...

Ползание
Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию. Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полу несколько месяцев, он способен пе ...

Психоанализ в ХХ веке
Психология начала ХХ века была сложным и противоречивым явлением, где наряду продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимали философские рационалистические спекуляции о сознании как о чистом духе, способном в принципе до конца просветить самое себя и окружающий мир. Эмпирическая псих ...