Методы научного познания в юридической психологии
Страница 3

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Для юридической психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются исключительно высокой динамичностью. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития той системы, свойством которой оно является. Этот принцип давно уже утвердился в отечественной психологии как важнейший.

Объектом изучения юридической психологии является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. В этом аспекте человека изучает юриспруденция, психология и конечно ряд других наук.

Задача юридической психологии — в первую очередь исследовать и вывести психологические закономерности деятельности и личности человека в области правового регулирования, а также разработать практические рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Системный метод в юридической психологии позволяет нам установить механизм детерминирующего влияния социальной системы на правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп. С помощью системного метода можно в большинстве случаев познать качественный характер, целостность объекта и предмета познания юридической психологии, психологии отдельной личности (юриста, правонарушителя и т. д.).

Методологические особенности системного метода таковы, что с его помощью в юридической психологии можно понять определенные закономерности образования, строения, развития, функционирования психики как целостности в рамках государственно-правовой системы, воздействие изменений в этой системе на психику индивида, его деятельность и поведение.

Познаваемые с помощью системного метода явления могут рассматриваться нами с одной стороны, как подсистема психологических явлений, с другой — как система, в которую в качестве структурных элементов входят факт преступления, личность обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, их познавательные и эмоционально-волевые особенности. Как правило, личность в юридической психологии изучается всегда в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции и конечно по материалам следственного и судебного дела. Это дает возможность познания целого ряда психических закономерностей, наблюдать и исследовать которые в иных условиях невозможно или крайне затруднительно.

Следует уяснить, что системный метод не аналог диалектического, он его не подменяет, хотя и содержит общие принципы познания связей, структуры уголовно-правовых и процессуальных явлений. Системный метод - это, как правило, развитие, детализация диалектического метода применительно к конкретному объекту. В то же время благодаря развитию системного метода в диалектическом методе открываются новые качества, такие как всесторонность и др.

Одна из основных задач юридической психологии - выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, то есть выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отечественной науке общепсихологической теории - теории деятельности, которая является одной из основных психологических категорий. Человеческая деятельность или, что является синонимом, сознательная деятельность, отмечает К.К. Платонов, - это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель. Структура любой деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель - мотив — способности — результат.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Фазы сна
Медленный сон, в свою очередь, состоит из отдельных стадий. Они обозначаются как 1-я, 2-я, 3-я и 4-я стадии. Быстрый сон не делится на отдельные стадии и рассматривается как единая фаза. У человека 1-я стадия связана с процессом засыпания. В это время происходит модификация альфа-ритма на ЭЭГ. В состоянии расслабленного бодрствования в ...

Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в социальной работе
«Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированных; эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр». Игротерапией могут овладеть педагоги, социальные работники, стремящиеся активно использовать в своей деятельности по поддержанию, сопровождению и развитию ослабленных детей н ...

Законы памяти
Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, то ...