Методы научного познания в юридической психологии
Страница 2

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Следует отметить, что важной функцией диалектического метода является то, что он не дублирует общенаучные и частнонаучные методы и неразрабатывает непосредственно специфические принципы познания закономерностей исследуемого предмета. Его назначение в объединении всех методов исследования в единую систему, в определении места каждого конкретного метода в этой системе, в установлении пределов их использования в психолого-правовом исследовании.

Как показывает практика, в психолого-правовом исследовании не могут быть использованы готовые философские, общеметодологические выводы, входящие в диалектику. Они служат теоретической базой решения задач психолого-правового исследования и должны быть проверены, обоснованы и развиты применительно к потребностям исследования, его предмету, но только с помощью общенаучных и частнонаучных методов.

Общенаучные методы.

Их специфика состоит в том, что они применимы во всех или в подавляющем большинстве наук, в том числе, конечно, и в юридической психологии. С их помощью, как правило, обеспечивается самопознание науки, познание объекта исследования в самых главных чертах. Общенаучные методы позволяют увидеть нам юридическую психологию во взаимосвязях с другими науками, определить внутренние и внешние тенденции ее развития.

В комплексе общенаучных методов изучения психолого-правовых явлений очень важным является системный метод, сущность которого заключается в рассмотрении психологии государственных и правовых образований как совокупностей элементов, каждый из которых прямо или косвенно зависит от других, влияет на них, порождает вместе с ними относительно самостоятельное государственное или правовое установление более высокого порядка.

Для юридической психологии практически продуктивно применение одного из принципов системного метода - иерархии систем, суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как соответствующая часть другой, более широкой системы, а ее элементы - как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет нам, с одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении или процессе.

Функция и назначение отдельных частей здесь могут быть поняты только в свете целостного представления. Психология пошла преимущественно по пути дифференциации целого, анализа частей и их связей друг с другом.

Системное изучение позволяет нам представить юридическую психологию как систему, входящую в системы более высокого ранга - в правоведение и психологию, или как дробящуюся на подсистемы, являющиеся также относительно самостоятельными, но уже низкого уровня:

- правовую, криминальную, предварительного расследования, судебную, пенитенциарную психологию и др.

Подобная конструкция применима и к предмету конкретного психолого-правового исследования, в частности, к психологии юриста, его деятельности и т. д.

Системный подход требует рассматривать явления в их развитии. Он необходимым образом основывается на принципе развития. Многоплановость исследования психических явлений, их многомерность и многоуровневый характер, сочетание свойств различного порядка, сложное строение детерминации могут быть раскрыты только тогда, когда система рассматривается в развитии. Само существование системы состоит в ее развитии.

Ни целостность ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Целостность (и особенности ее дифференцированности) и формируется и разрушается в ходе развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Социальная типичность эмоций
Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций, т.к. эмоции вполне определённо зависят от чувственной организации отдельного человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт характера и темперамента /Введение в философию 1989, 329/. Каким образом тогда обеспечивается социальная значимость эмоций, их адек ...

Категория развития
Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов: 1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, тол ...

Личность, ее формирование, свойства и потенциал
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. [17]Личность – это конкретный человек, взятый в ...