Методы научного познания в юридической психологииСтраница 2
Следует отметить, что важной функцией диалектического метода является то, что он не дублирует общенаучные и частнонаучные методы и неразрабатывает непосредственно специфические принципы познания закономерностей исследуемого предмета. Его назначение в объединении всех методов исследования в единую систему, в определении места каждого конкретного метода в этой системе, в установлении пределов их использования в психолого-правовом исследовании.
Как показывает практика, в психолого-правовом исследовании не могут быть использованы готовые философские, общеметодологические выводы, входящие в диалектику. Они служат теоретической базой решения задач психолого-правового исследования и должны быть проверены, обоснованы и развиты применительно к потребностям исследования, его предмету, но только с помощью общенаучных и частнонаучных методов.
Общенаучные методы.
Их специфика состоит в том, что они применимы во всех или в подавляющем большинстве наук, в том числе, конечно, и в юридической психологии. С их помощью, как правило, обеспечивается самопознание науки, познание объекта исследования в самых главных чертах. Общенаучные методы позволяют увидеть нам юридическую психологию во взаимосвязях с другими науками, определить внутренние и внешние тенденции ее развития.
В комплексе общенаучных методов изучения психолого-правовых явлений очень важным является системный метод, сущность которого заключается в рассмотрении психологии государственных и правовых образований как совокупностей элементов, каждый из которых прямо или косвенно зависит от других, влияет на них, порождает вместе с ними относительно самостоятельное государственное или правовое установление более высокого порядка.
Для юридической психологии практически продуктивно применение одного из принципов системного метода - иерархии систем, суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как соответствующая часть другой, более широкой системы, а ее элементы - как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет нам, с одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении или процессе.
Функция и назначение отдельных частей здесь могут быть поняты только в свете целостного представления. Психология пошла преимущественно по пути дифференциации целого, анализа частей и их связей друг с другом.
Системное изучение позволяет нам представить юридическую психологию как систему, входящую в системы более высокого ранга - в правоведение и психологию, или как дробящуюся на подсистемы, являющиеся также относительно самостоятельными, но уже низкого уровня:
- правовую, криминальную, предварительного расследования, судебную, пенитенциарную психологию и др.
Подобная конструкция применима и к предмету конкретного психолого-правового исследования, в частности, к психологии юриста, его деятельности и т. д.
Системный подход требует рассматривать явления в их развитии. Он необходимым образом основывается на принципе развития. Многоплановость исследования психических явлений, их многомерность и многоуровневый характер, сочетание свойств различного порядка, сложное строение детерминации могут быть раскрыты только тогда, когда система рассматривается в развитии. Само существование системы состоит в ее развитии.
Ни целостность ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Целостность (и особенности ее дифференцированности) и формируется и разрушается в ходе развития.
Организация исследования
Исследование было проведено на базе МОУ ДОД СДЮСШОР №3 г.Тюмень. В исследовании приняли участие команда волейболисток девочек
(10-12 лет) в количестве 14 человек и тренер группы.
На первом этапе исследования, с сентября 2008г. по май 2009г., нами была определена тема исследования, выделены основные понятия, проведен теоретический анал ...
Современные отечественные периодизации психического развития
Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:
1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признак ...
«Биографические Кризисы»
«Биографические кризисы» могут не быть «привязаны» к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. В.И. Слободчиков называет их кризисами индивидуальной жизни. Самое главное – своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать».
Некоторые основных варианты «биографических кризисов» (п ...