Методы научного познания в юридической психологии
Страница 2

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Следует отметить, что важной функцией диалектического метода является то, что он не дублирует общенаучные и частнонаучные методы и неразрабатывает непосредственно специфические принципы познания закономерностей исследуемого предмета. Его назначение в объединении всех методов исследования в единую систему, в определении места каждого конкретного метода в этой системе, в установлении пределов их использования в психолого-правовом исследовании.

Как показывает практика, в психолого-правовом исследовании не могут быть использованы готовые философские, общеметодологические выводы, входящие в диалектику. Они служат теоретической базой решения задач психолого-правового исследования и должны быть проверены, обоснованы и развиты применительно к потребностям исследования, его предмету, но только с помощью общенаучных и частнонаучных методов.

Общенаучные методы.

Их специфика состоит в том, что они применимы во всех или в подавляющем большинстве наук, в том числе, конечно, и в юридической психологии. С их помощью, как правило, обеспечивается самопознание науки, познание объекта исследования в самых главных чертах. Общенаучные методы позволяют увидеть нам юридическую психологию во взаимосвязях с другими науками, определить внутренние и внешние тенденции ее развития.

В комплексе общенаучных методов изучения психолого-правовых явлений очень важным является системный метод, сущность которого заключается в рассмотрении психологии государственных и правовых образований как совокупностей элементов, каждый из которых прямо или косвенно зависит от других, влияет на них, порождает вместе с ними относительно самостоятельное государственное или правовое установление более высокого порядка.

Для юридической психологии практически продуктивно применение одного из принципов системного метода - иерархии систем, суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как соответствующая часть другой, более широкой системы, а ее элементы - как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет нам, с одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении или процессе.

Функция и назначение отдельных частей здесь могут быть поняты только в свете целостного представления. Психология пошла преимущественно по пути дифференциации целого, анализа частей и их связей друг с другом.

Системное изучение позволяет нам представить юридическую психологию как систему, входящую в системы более высокого ранга - в правоведение и психологию, или как дробящуюся на подсистемы, являющиеся также относительно самостоятельными, но уже низкого уровня:

- правовую, криминальную, предварительного расследования, судебную, пенитенциарную психологию и др.

Подобная конструкция применима и к предмету конкретного психолого-правового исследования, в частности, к психологии юриста, его деятельности и т. д.

Системный подход требует рассматривать явления в их развитии. Он необходимым образом основывается на принципе развития. Многоплановость исследования психических явлений, их многомерность и многоуровневый характер, сочетание свойств различного порядка, сложное строение детерминации могут быть раскрыты только тогда, когда система рассматривается в развитии. Само существование системы состоит в ее развитии.

Ни целостность ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Целостность (и особенности ее дифференцированности) и формируется и разрушается в ходе развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Социально-психологический тренинг как форма активной групповой психологической работы. Его виды. Особенности применения методов терапии в социальной работе
«Игротерапия выступает как метод коррекции разбалансированных; эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей и подростков средствами игр». Игротерапией могут овладеть педагоги, социальные работники, стремящиеся активно использовать в своей деятельности по поддержанию, сопровождению и развитию ослабленных детей н ...

История детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам дет ...

Комплименты
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу. ...