Методы научного познания в юридической психологии
Страница 4

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Для исследования профессиональной (в том числе юридической) деятельности могут применяться и рекомендации В.Д. Шадрикова. Они четко основаны на методологии и теории системного подхода и состоят в анализе деятельности на нескольких уровнях:

- личностно-мотивационном, предполагающем изучение системы потребностей и возможностей их удовлетворения в конкретной профессии;

- компонентно-целевом, вскрывающем цель и значение каждого действия, операции в общей структуре трудовой деятельности;

- структурно-функциональном, изучающем принципы организации и механизмы взаимосвязи отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между подструктурами деятельности, а также значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности;

- информационном, где выявляются признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления,

устанавливаются способы получения информации, организации всего информационного потока;

- психофизиологическом, означающем изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность.

При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов;

индивидуально-психологическом, предполагающем изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств и качеств.

В результате сочетания перечисленных уровней описания деятельность предстает перед нами в виде многоуровнего полиструктурного образования. Системный анализ позволяет здесь рассмотреть профессиональную деятельность в развитии, а следовательно, изучить процесс овладения ею, становление профессионального мастерства, дефекты в деятельности, вызванные психологическими особенностями человека.

Сходным с системным и рассматриваемым иногда в единстве с ним является структурный метод. Он выступает своеобразной конкретизацией предыдущего метода, обладая при этом, в целом, определенной самостоятельностью. Если системный метод позволяет познать предмет прежде всего во внешних его связях, то системно-структурный дает нам возможность познать внутренние связи и закономерности предмета, проследить их динамику и взаимодействие. С его помощью всегда можно исследовать в качестве структурного элемента психологическую сторону права, правосознания, правомерного и противоправного поведения, деятельности преступной группы и т. д. Системно-структурные связи в предмете познания существуют объективно и присущи всем областям социальной действительности, в том числе и изучаемым юридической психологией. Структурный метод, ко всему, применяется в юридической психологии для установления специальных и профессиональных способностей участников по делам о преступлениях, связанных с нарушением безопасности труда, на транспорте и т. д.

Структурный метод иногда может выступать одной из предпосылок применения системного метода в исследовании профессиональной деятельности, и том числе и работников юридического труда.

Важен для нас в настоящее время и кибернетический метод. Вначале кибернетический метод понимался как способ, позволяющий познать предмет с точки зрения возможности управления этим предметом. Только поэтому он нашел достаточно большое применение в криминалистике для изучения возможностей управления поведением преступника в ситуации выявления преступления и изобличения виновного. В значительной мере распространение этого метода связано с применением в деятельности органов юстиции и электронно-вычислительной техники. На данном стыке кибернетики и юриспруденции развилась уже новая отрасль знания - правовая кибернетика, в которой, обладая своеобразным математическим аппаратом и техническими средствами производственного обучения, она одновременно выступает как метод познания в юриспруденции и смежных науках. Как правило, специфика ее состоит в том, что она выступает в роли частнонаучного метода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. ...

Особенности психического развития в дошкольном возрасте
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Л.С. Выготский, который отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появле ...

Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных органов
Мнемическая деятельность (от «мнемоника» - искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание. Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запоминание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, обр ...