Методы научного познания в юридической психологии
Страница 4

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Для исследования профессиональной (в том числе юридической) деятельности могут применяться и рекомендации В.Д. Шадрикова. Они четко основаны на методологии и теории системного подхода и состоят в анализе деятельности на нескольких уровнях:

- личностно-мотивационном, предполагающем изучение системы потребностей и возможностей их удовлетворения в конкретной профессии;

- компонентно-целевом, вскрывающем цель и значение каждого действия, операции в общей структуре трудовой деятельности;

- структурно-функциональном, изучающем принципы организации и механизмы взаимосвязи отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между подструктурами деятельности, а также значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности;

- информационном, где выявляются признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления,

устанавливаются способы получения информации, организации всего информационного потока;

- психофизиологическом, означающем изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность.

При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов;

индивидуально-психологическом, предполагающем изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств и качеств.

В результате сочетания перечисленных уровней описания деятельность предстает перед нами в виде многоуровнего полиструктурного образования. Системный анализ позволяет здесь рассмотреть профессиональную деятельность в развитии, а следовательно, изучить процесс овладения ею, становление профессионального мастерства, дефекты в деятельности, вызванные психологическими особенностями человека.

Сходным с системным и рассматриваемым иногда в единстве с ним является структурный метод. Он выступает своеобразной конкретизацией предыдущего метода, обладая при этом, в целом, определенной самостоятельностью. Если системный метод позволяет познать предмет прежде всего во внешних его связях, то системно-структурный дает нам возможность познать внутренние связи и закономерности предмета, проследить их динамику и взаимодействие. С его помощью всегда можно исследовать в качестве структурного элемента психологическую сторону права, правосознания, правомерного и противоправного поведения, деятельности преступной группы и т. д. Системно-структурные связи в предмете познания существуют объективно и присущи всем областям социальной действительности, в том числе и изучаемым юридической психологией. Структурный метод, ко всему, применяется в юридической психологии для установления специальных и профессиональных способностей участников по делам о преступлениях, связанных с нарушением безопасности труда, на транспорте и т. д.

Структурный метод иногда может выступать одной из предпосылок применения системного метода в исследовании профессиональной деятельности, и том числе и работников юридического труда.

Важен для нас в настоящее время и кибернетический метод. Вначале кибернетический метод понимался как способ, позволяющий познать предмет с точки зрения возможности управления этим предметом. Только поэтому он нашел достаточно большое применение в криминалистике для изучения возможностей управления поведением преступника в ситуации выявления преступления и изобличения виновного. В значительной мере распространение этого метода связано с применением в деятельности органов юстиции и электронно-вычислительной техники. На данном стыке кибернетики и юриспруденции развилась уже новая отрасль знания - правовая кибернетика, в которой, обладая своеобразным математическим аппаратом и техническими средствами производственного обучения, она одновременно выступает как метод познания в юриспруденции и смежных науках. Как правило, специфика ее состоит в том, что она выступает в роли частнонаучного метода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Общение как передача информации
Обмениваясь информацией, каждый из партнеров является активным субъектом в процессе совместной деятельности. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются сделать общее содержание, одинаковое понимание ситуации. Это возможно только при условии, что информация понятна и осмысленна. Поэтому в коммуник ...

Эмоциональное развитие в раннем детстве
Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно переживает. Его не волнует то, что ждет его в будущем, например, подарок или наказание. Желания неустойчивы и быстро переходящи, все желания обладают одинаковой силой (еще отсутствует соподчинение мотивов). Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями реб ...

Приложения
Приложение 1 Тест №1 "Параметрическая шкала" (Пш): Используйте приведенные ниже вопросы для самооценки. Отвечая на вопрос, постарайтесь вспомнить и визуально представить какую-либо эмоционально значимую ситуацию, оценивая при этом особенности своего мышления, поведения (например, выражение лица) и свои телесные ощущения (нап ...