Методы научного познания в юридической психологии
Страница 8

Инфо по психологии » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

В последнее время в юридической психологии используется достаточно активно и социологический метод. Его сущность состоит в применении социологической теории для определения отношения окружающих к исследуемой личности или ее самой к отдельным социальным ценностям, фактам, людям и т. д.

Социологический метод, как показывает практика, может конкретизироваться в виде интервью, опроса, наблюдения, анкетирования и др. Имеет место такая же взаимосвязь, как и в случае с логическим методом, который сам проявляется в ряде относительно самостоятельных методов.

Рассмотрев общенаучные методы, перейдем к частнонаучным.

Частнонаучные методы являются конкретизацией диалектического и общенаучных методов применительно к предмету познания или отдельных его элементов в юридической психологии. В частности, мы уже отмечали, что общенаучный логический метод может конкретизироваться как ряд частнонаучных методов, таких как анализ и синтез, конкретизация и классификация, восхождение от конкретного к абстрактному и т. д.

Анализ - это выделение в познаваемом предмете отдельных сторон, свойств, элементов, расчленение его на определенные составляющие компоненты. При психолого-правовом анализе устанавливаются причинные связи с внешними и внутренними факторами и преступным поведением, а также поведением потерпевшего в криминогенной ситуации и т. д. Как правило, анализ и синтез проявляются в различных умственных операциях, имеющих более частный характер, например, в сравнении. Здесь, на начальном этапе незнания многие психологические моменты выявляются путем обычного сопоставления, сравнения с типичными, выработанными психологической наукой и известными психологу общими и частными психологическими закономерностями.

Более сложным методом, хотя и производным от сравнения, является классификация. На основе выделения основных и второстепенных психологических признаков в ходе классификации определяется состояние психики правонарушителя в криминогенной ситуации, устанавливается характер психического развития несовершеннолетнего, его соответствие определенной возрастной группе и т. д.

К классификации очень близок и метод систематизации, состоящий в группировке психологических особенностей и проявлений не только по основным, но и по дополнительным, зачастую даже по второстепенным признакам.

Используется в юридической психологии и метод обобщения — это объединение, казалось бы, случайных разнородных фактов, характеризующих психику участников процесса и на этой основе выделения главных из этих признаков.

Обозначим мы и метод абстрагирования, который состоит в мысленном отвлечении от второстепенных показателей, а иногда и основных, в целях четкого выделения главных признаков, характеризующих психику личности, представшей перед судебно-психологической экспертизой и т. д.

Применяется в юридической психологии и конкретизация — как метод, представляющий собой применение обобщенного психологического знания к отдельному частному случаю, выделение в нем таких признаков, которые поддаются определенным правилам, использование теории акцентуации характера к конкретному, например, несовершеннолетнему подэкспертному, выделение на этой основе у него наиболее характерных признаков акцентуации конкретного типа.

В юридической психологии используется и такой частнонаучный метод, как восхождение от конкретного к абстрактному. Этот метод позволяет переходить от изучения отдельных явлений к познанию их общих закономерностей и процессов. В то же время этот метод является средством образования новых понятий и категорий науки юридической психологии.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


[5]Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 8
[6]Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 105-117. [7]Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. - 1995. - № 3. - С. 134-150. [8]Арчакова Т.А. Современные теории привязанности. // Портал психологических изда ...

Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961). K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...

Этапы формирования энграмм
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению энграммы, по устройству, характеризующему состав энграммы. Наконец, еще один способ — это описание па ...