Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса

Другим направлением исследований эмоций, также приведшим к представлению о познавательной детерминации эмоциональных явлений, стали классические исследования Ричарда Лазаруса и его коллег по феномену стресса, проведенных в 1964 году.

Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула (или стрессора), так и ситуации в целом, а также процессов психологической защиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации.

Угроза по Лазарусу представляет предвосхищение человеком некоторого будущего столкновения с какой-то опасной для него ситуацией, то есть определяется на основе процесса оценки. Ричард Лазарус был не первым в указании на роль процессов оценки в порождении эмоциональных явлений, однако он впервые попытался подвергнуть эти процессы эмпирическому изучению.

В этом эксперименте в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного и племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображавших сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе электропроводимости кожи (КГР), а также признаки поведенческого стресса.

Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Для проверки этого предположения использовалось три различных звуковых сопровождения к одному и тому же документальному фильму, каждое из которых представляло свой способ интерпретации событий, заснятых на пленку.

Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, т.к оно подчеркивало вредные аспекты событий, второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого событие - "отрицание"), третье - носило характер беспристрастного поведения ("интеллектуализация"). Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при "немом" варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией "немого" фильма, в то время как остальные два сопровождения - "отрицание" и "интеллектуализация" - значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией "немого" фильма.

В своих последующих работах Р. Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки. Первичная оценка, относится к тому, в какой степени стимул "задевает" (в положительном или отрицательном смысле) благополучие индивида, включая "картину мира" и систему отношений индивида. Основными критериями или компонентами первичной оценки являются:

Релевантность цели, относиться к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели индивида и его образ жизни. Если её нет - нет и эмоции.

Конгруэнтность или неконгруэнтность цели, относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация соответствует или не соответствует желаниям, то есть облегчает или затрудняет достижение целей индивида и поддержание его образа жизни. Если облегчает, то можно говорить о конгруэнтности, а если мешает, то о неконгруэнтности.

Тип Я-включенности, относится к различным аспектам личной и социальной идентичности (ценности, идеалы, самооценка, представление о других людях и их благополучии и т.п.). Так, гнев возникает тогда, когда под угрозой оказывается наша самооценка или то, как нас оценивают другие, а чувство гордости - в противоположном случае. Чувство вины возникает при пренебрежительном отношении к моральным ценностям, а ощущение счастья - при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.

Вторичная оценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, т.е. к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом. Основными критериями или компонентами вторичной оценки, являются:

Страницы: 1 2


Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Возрастная психология как наука
Возрастная психология – это особая отрасль психологии, которая изучает закономерности возрастного развития. Предмет исследования возрастной психологии - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Вспомним, что онтогенез - это развитие пси ...

Физиологические основы внимания
Идеалистические взгляды на природу внимания можно проследить в работах Г. Лейбница, И. Канта, В. Вундта и У. Джемса. С критикой идеалистических взглядов на природу внимания уже в 20-х годах выступает академик В.М. Бехтерев. Развивая материалистическую линию Сеченова в трактовке вопросов внимания, он доказывает, что внимание, как и други ...

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...