Консультирование глазами клиента
Страница 1

Случается, что в последней беседе клиент пытается сформулировать, что же значит для него подобный опыт. Это спонтанное выражение заслуживает нашего внимания, потому что оно во многом совпадает со взглядом на консультирование, которого придерживается автор книги. Испытывая новые ощущения, клиент старается описать их своими словами и, исходя из собственного переживания, дать понять, насколько они значимы для него. Иногда эти утверждения бывают очень краткими. Один молодой человек, чья предыдущая жизнь была, без преувеличения, фактически искалечена его чувством неадекватности, говорит: “Я знаю теперь, чего я хочу, и я чувствую некоторую уверенность в правоте своих мыслей. Моя жена замечает большие перемены во мне”. Женщина, которая боролась с семейными проблемами и испытывала трудность при обращении со своим трудновоспитуемым сыном, прокомментировала произошедшее с ней так: “Это совсем не похоже на визит к моему врачу. Я пыталась поговорить с ним об этом, но ничего не получилось. Здесь я чувствую, что никто не давит на меня, нет никаких наставлений или указаний". Данное утверждение имеет особенное значение, поскольку ранее во время терапевтических сеансов эта же женщина настаивала на том, что консультант должен говорить ей, что делать, и давать ответы на все ее вопросы.

Девушка-подросток высказывает мнение по поводу того, что значил для нее консультант, а также выражает свое представление о процессе консультирования следующим образом:

“Я думала о том, что вы для меня значите. Вы как будто бы были мной - частью меня. Вы были не человеком, а уравновешивающим механизмом. Будто я говорю с собой, но есть кто-то еще, кто слушает и старается думать вместе со мной. Я просто избавилась от груза накопившихся чувств. Я не иду за советом. Нет, иногда иду и за этим тоже. Но тогда я сознаю, что хочу совета. Я действительно чувствую себя не в своей тарелке, когда вы становитесь обычным человеком. То, что вы действительно делаете, - так это даете человеку возможность говорить и комментируете то, чем это вызвано, вместо того чтобы ходить по кругу. Вот почему я говорю, что вы - уравновешивающий механизм. Сейчас все иначе, а когда я в первый раз встретилась с вами, вы были обычным человеком. Вы мне не понравились, потому что затрагивали болезненные вопросы. Теперь я знаю, вы будете обычным человеком, когда мне это понадобится. А в остальное время вы тот, с кем можно выпустить пар, с кем можно выговориться, чтобы принять решение" (Из статьи “Intensive Treatment with Adolescent Girls" Вирджинии Льюис в журнале “Психологическое консультирование”, IV, 1940).

Ее сжатое изложение сути консультирования как процесса: “Вы . даете человеку возможность говорить и комментируете то, чем это вызвано, вместо того чтобы ходить по кругу" - бесценное утверждение, которое она связывает с так называемым фактором облегчения в ходе выражения эмоций, а также с определяющей функцией консультанта в этом процессе. И когда она заключает, что консультант - “это тот, с кем можно выговориться, чтобы принять решение”, она выделяет еще один существенный элемент консультирования - создание ситуации, в которой может быть сделан четкий выбор.

Возможно, самое красноречивое высказывание о процессе осмысления клиентом сути консультирования зафиксировано в одной из фонограмм, сделанной на одной из последних успешных бесед с одним студентом. В своей манере говорить дрожащим, запинающимся голосом, с трудом подбирая слова, чтобы описать новый опыт, полученный им в ходе лечения, он смог сформулировать большинство существенных элементов, составляющих суть успешной терапии.

Страницы: 1 2


Контрольная концепция Карвера - Шайера
Так же как и в предшествующей модели, кибернетические схемы и идеи легли в основу этой концепции эмоций созданной в 1996 году Карвером, Лоренс и Шайером. Эти авторы опирались на уже заметную традицию рассматривать эмоции как механизм вполне рационального поведения. В результате эти идеи привели их к созданию модели природы эмоций, котор ...

Аддикция к покупкам
«Ониомания» — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» ст ...

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования[4]
Методология исследования - система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Метод исследования - путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа органи ...