Типология памяти
Страница 1

Память человека устроена таким образом, что для нормальной работы периодически требуется отдых. Вместе тем память работает непрерывно, с момента рождения человека до конца его жизни. Множество различных видов памяти, которые в какой - то степени являются взаимозаменяемыми, позволяет время от времени переходить с одного вида памяти к другому, давая необходимый отдых каждому виду памяти.

Но, оказывается это еще не все. Непрерывный поток информации, поступающей к человеку через все его органы чувств и нужной человеку для жизни, не может быть воспринят и эффективно переработан одним или двумя видами памяти. Необходимо, чтобы этот массовый паток информации воспринимался и перерабатывался одновременно разными анализаторами, и поэтому необходима параллельная работа множества различных видов памяти. По их числу и разнообразию человек намного превосходит всех других живых существ.

Как и во многих других областях, в психологии памяти единой классификации ее видов, форм и типов не существует. В зависимости от выбранных критериев, теоретических традиций или научной школы выделяют следующие разновидности памяти:

1. По характеру психической активности различают:

Образную память. Она основана на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие в памяти представления сопровождаются различными эмоциями, которые оставляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память.

Двигательная память - это память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве. Иногда свидетели, затрудняясь определить время какого - либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других, связанных со своими действиями обстоятельствах.

Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесно связана с образной памятью. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. В этой памяти нет какой либо смысловой информации. Ее содержание - различные зрительные и звуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает у людей переживания. Она проявляется в закреплении и последующем воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний.

Вербально - логическая память - это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Вербально - логическая память - ведущий вид памяти. Особенно велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например, следователя, расследующее сложное, многоэпизодное дело.

2. По целям деятельности выделяют:

Непроизвольную память, чаще всего она сопровождает деятельность, которая не преследует цели запоминать и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Непроизвольное запоминает многое, что встречается в жизни: предметы, явления, события о преступлении, содержание документа. Обычно данный вид памяти проявляет себя у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого - либо происшествия.

Произвольную память, опосредованная целью и задачами запечатлеть, сохранять в сознании, а иногда и воспроизвести какие - то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти. Поэтому следователь должен обладать развитой произвольной памятью и умело использовать ее в своей профессиональной деятельности.

3. По продолжительности закрепления и сохранения следов раздражителей память подразделяют на:

Кратковременную память. Она характеризуется очень недолгим периодом сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно в первые секунды после восприятия. Ее объем равен 7+/ -2 структурных единицы или блока. Время хранения информации в памяти - 20 секунд - срок достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться в долговременную память.

Долговременную память, ей присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков. В долговременной памяти материал семантически обрабатывается и организуется. Происходит его смысловое структуирование. Это одна из причин того, что мы с помощью ключевых слов, имеющих смысловую связь с заложенным в долговременную память материалов, извлекаем нужную информацию. В долговременной памяти хранится очень большой объем информации. Ее емкость не ограничена. Она устойчива к чрезвычайным воздействиям и не всегда доступна сознанию.

Теория нейронных цепей утверждает, что различия между кратковременной и долговременной памятью обусловлены главным образом различной конфигурацией нервных сетей. Для перехода информации из кратковременной в долговременную память требуется определенное время. Этот период, длящийся от 15 минут до часа, называют периодом консолидации, в это время и происходит закрепление новых знаний или навыков. Нейронные цепи повреждаются при сотрясении, травмах, кровоизлиянии, поэтому, если у человека произойдет, например при сотрясении мозга, то события последних минут, предшествовавших сотрясению, могут не запомниться. В данном случае будет наблюдаться амнезия, то есть нарушения памяти на события.

Страницы: 1 2


Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма
Эрих Фромм (1900-1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Им разработана концепция "гуманистического психоанализа". По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представи ...

Понятие стресса
В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса. В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и п ...

Цели и задачи исследования
Объект исследования: память. Предмет исследования: память детей дошкольного возраста Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников. Задачи исследования: 1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников. 2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...