Причины дауншифтинга
Страница 1

Дауншифтинг в настоящее время стал такой же популярной темой в деловых изданиях, как и управление временем. Итак, мы выяснили, что дауншифтерами называют людей, добившихся определенного успеха в карьере, но в какой-то момент решивших «выйти из игры» и сменить полную стрессов жизнь преуспевающего финансиста или адвоката на гораздо менее престижную, но более спокойную и «естественную» жизнь инструктора по дайвингу или владельца вегетарианского кафе.

Настоящая цель «Игры на понижение» не «ломать себе жизнь» и не «вредить компании», в которой работал, а, скорее, «найти путь к себе», понять, чего хочешь ты сам, вернуть целостность личности. Так что карьерный дауншифтинг, если он – реализация внутренней потребности, почти всегда сопровождается морально-психологическим апгрейдом.

Можно сказать, что по сути, дауншифтер – это человек, дошедший до нервного срыва, депрессии или кризиса аутентичности. Но не всегда именно большие деньги и красивые машины делают его несчастным, а то, КАК он их добивается [2]. Другими словами, человек просто занимается тем, что ему не нравится, не получая при этом никакого удовольствия. И совсем не факт, что ему нужно будет отказаться от денег и удобств цивилизации, чтобы обрести свое истинное Я (или истинные – их может быть множество).

Получается, что настоящая цель дауншифтера – совсем не в том, чтобы бросить высокооплачиваемую работу и навредить компании, а чтобы найти себя. Ведь зачастую наше поведение подвержено влиянию социальных мифов и установок, оказывающих сильнейшее влияние на профессиональное и личностное развитие человека. Взять, например, поступление в университет или институт. Какие бывают основные критерии молодых людей при выборе профессии? Зачастую это совет родителей или навязанные с экранов телевидения профессии. Насколько же осознанным является этот выбор?

Такие установки работают незаметно – человек просто не осознает процесс и в итоге оказывается связанным кучей обязательств (особенно крепко вяжут материальные блага). И в один момент, связанный этими обязанностями человек, осознает суть своего положения, задумывается о различных вещах, которые существуют помимо карьеры и материального достатка. Такие мысли обычно и ведут к дауншифтингу. Однако большинство менеджеров просто не имеют свободного времени на свое личностное развитие. Не имеют, или не хотят иметь. Ведь иногда, это просто страшно – спокойно сесть и подумать о своей жизни.

Но важно не только думать и заниматься постоянным самокопанием. Важно действовать. Можно с легкостью создать множество планов и стратегий, но вот гораздо сложнее – сделать первый шаг к изменениям.

Итак, причинами вовлечения в идеологию дауншифтинга могут быть различные аспекты жизни. Чаще всего – это желание сохранить семью и воспитать здоровое потомство, оно является одним из самых распространенных причин для дауншифтинга. Но это не единственная причина. Не реже приходится слышать о том, как люди отказались от карьерных перспектив не ради родственников, а ради себя самих. Типичную историю рассказала Елена Адамовская, руководитель сектора «Административный персонал» агентства Penny Lane Consulting: «На отдыхе мы с мужем увлеклись дайвингом и познакомились с инструктором-американцем. Он поведал нам о том, что раньше занимал высокую должность в крупной телекоммуникационной корпорации, но однажды попробовал нырнуть с аквалангом. В итоге он решил уйти со своего поста и посвятить себя новому увлечению. Сейчас у него небольшая школа дайвинга на побережье Красного моря, его доходы, конечно, несравнимы с прежними, но он говорит, что наконец-то понял, что такое счастье и гармония с самим собой» [6]. В этой истории представлена схема типичного дауншифтинга: человек добился многого в своей работе, но неожиданно бросил эти достижения ради своей мечты.

Современные западные идеологи дауншифтинга часто формулируют задачу дауншифтеров не как «отказ от карьеры», а как «способ жить проще, счастливее и в согласии с окружающей средой». Инициатор ежегодной «Национальной недели дауншифтинга» (National Downshifting Week) Трейси Смит дает советы не только сотрудникам корпораций. Например, что касается детей, то они могли бы позаботиться об экономии бумаги или завести при школе огород и «живой уголок». А корпорации могли бы отдавать устаревшую мебель благотворительным организациям, использовать более экологичный транспорт, помогать сотрудникам покупать экологически чистые продукты и так далее.

Успешная карьера у большинства реальных и потенциальных дауншифтеров соседствует с осознанием нерешенности важнейших жизненных вопросов: отношения с Богом, самим собой, детьми, определения смысла жизни. Этот пробел, в основном и пытаются восполнить, став дауншифтером. В этом случае дауншифтерами становятся в основном состоятельные люди.

Но в дауншифтеры идут не только от хорошей жизни. Кто-то просто не выдерживает гонку за длинным рублем и карьерным ростом, сопряженную с многочисленными стрессами. Многие делают карьеру ценой стрессов и платят своим здоровьем за возможность работать в международных компаниях на престижных должностях, которым они, по сути, не соответствуют. А профессиональные неудачи только усугубляют стресс. И дауншифтинг для них становится альтернативой нервному срыву.

Страницы: 1 2


М.Я. Басов: человек как деятель в среде
Пионером ее выделения в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил М.Я. Басов (1892 – 1931). Его исследования (как и ряда других психологов) было принято относить к особой науке – педологии. Под ней имелось в виду комплексное изучение ребенка, охватывающее все аспекты его развития, - не только психологические ...

Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения. Движущие ...

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показыв ...