Основные положения Эриксона относительно природы человека
Страница 1

Инфо по психологии » Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона » Основные положения Эриксона относительно природы человека

Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: “Когда один человек надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он не всегда следает каждому принципу своего предшественника”. Его позиция в отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 2.

Свобода – детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изначально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расширяющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систему поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры – все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свойственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и предыдущий, и актуальный кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблюдается некоторое подтверждение положения о свободе, согласно которому индивидуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.

Хотя Эриксон рассматривает ид как биологический фундамент личности, он не всецело привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он рассматривает эго как автономную личностную структуру, которая существенно меняется на отрезке жизни от юности и дальше. В отличии от Фрейда , Эриксон не счетает, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта. Например, трудно достич интимность в периоде ранней взрослости, если ранее не было сформировано чувство базального доверия. Итак, по шкале свобода – детерминизм большой вес получает детерминизм.

Рациональность – иррациональность. В том, что психосоциальное развитие автономного эго неизменная приверженность положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таково представляют главный аспект функционирования эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.

Как и другие эго-психологи психоаналитической ориентации, Эриксон понимает, что недооценка рациональности в объяснении поведения человека являлось недостатком Фрейда. Однако он часто утверждал . что поддерживает психоаналитическую традицию и принимает концепции Фрейда как таковые – например, биологические и сексуальные основы личности и ее структурную модель (ид, эго и суперэго). Не выходя за пределы психоаналитического каркаса , Эриксон переместил акцент на эго, сознание и рациональность. Он видит в людях гораздо больше рассудочности, чем Фрейд.

Холизм – элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению холизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции развития, согласно которой люди проходят восемь стадии психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы – например, кризис эго- идентичности, кризис эго-интеграции – и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.

Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интеграция (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди проживут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабильное чувство преемственности между прошлым и будущем. Отдельные проявления поведения подростков можно понять только при условии интегрирования их в контекст целостного гештальта, характерного для кризиса “эго-идентичность – ролевое смешение”. В течение периода зрелости и пожилого возраста человек пытается охватить сознанием свою жизнь как единое целое, понять ее значение и увидеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в ключе холистического понимания кризиса «эго-интеграция – отчаяние». Таким образом, в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается только в плане его полного жизненного цикла, который проходит при постоянном влиянии сложного контекста окружающей среды.

Страницы: 1 2 3


Темперамент
Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Идея и учение о темпераментах – одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппо ...

Обработка данных по приложению №1
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Испытуемый обижен. СЕМАНЕСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Анализируем положение рисунка на листе. Рисунок расположен в центре листа - это символизирует норму (необходимо помнить, что норма - это понятие относительное). ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Идеомоторный аспект. Прерывностей линий нет, степень нажатия средняя. Наличие ш ...

Базовая потребность возраста
Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. ...