ЗаключениеСтраница 1
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.
Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время.Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
Приложение 1.
Таблица 1. Восемь стадий психосоциального развития
№ |
Стадия |
Возраст |
Кризис |
Сильная сторона |
1 |
Орально-сенсорная |
до 1года |
Базальное доверие — базальное недоверие |
Надежда |
2 |
Мышечно-анальная |
1-3 года |
Автономия — стыд и сомнение |
Сила воли |
3 |
Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность — вина |
Цель |
4 |
Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие — неполноценность |
Компетентность |
5 |
Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность — ролевое смешение |
Верность |
6 |
Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность — изоляция |
Любовь |
7 |
Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность — застой |
Забота |
8 |
Поздняя зрелость |
65- смерть |
Эго-интеграция — отчаяние |
Мудрость |
Приложение 2.
Таблица 2. Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека.
Сильная |
Умерен- ная |
Слабая |
Средняя |
Слабая |
Умерен- ная |
Сильная | ||
Свобода |
Детерминизм | |||||||
Рациональность |
Иррациональ-ность | |||||||
Холизм |
Элементализм | |||||||
Конституциона-лизм |
Инвайрон-метализм | |||||||
Изменяемость |
Неизменность | |||||||
Субъективность |
Объективность | |||||||
Проактивность |
Реактивность | |||||||
Гомеостаз |
Гетеростаз | |||||||
Познаваемость |
Непозновае-мость |
Развитие психических функций
Речь из автономной трансформируется в активную. К трем годам усваиваются все основные звуки языка. Растет активный словарь, причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых. Появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основн ...
Прогрессивная мышечная релаксация
Эта необычайно эффективная релаксационная техника была изобретена американским доктором Эдмундом Джэкобсоном в 1920 году. Методика основана на простом физиологическом факте: после периода напряжения любая мышца автоматически расслабляется. Следовательно, чтобы добиться глубокой релаксации всех мышц организма, нужно одновременно или посл ...
Психические функции младшего школьника
Мышление становится доминирующей функцией – развитие других психических функций зависит от развития мышления:
§ завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
§ появляются логически верные рассуждения, при этом ребенок использует конкретные (по Ж.Пиаже) мыслительные операции, т.е. операции, основанные только ...