Развитие личности в старшем подростковом возрасте
Страница 1

Возрастная психология » Развитие личности в старшем подростковом возрасте

С.Холл назвал это возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.

Мотивационная сфера подростка

Мотивационная сфера – направлена на общение со сверстниками, учебную и творческую (спортивную) деятельность. Главная особенность подростка (Г.С. Абрамова, 2000) - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и бурятся друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В отношениях со сверстниками, учителями и родителями могут проявляться противоположные мотивы.

§ Мотив достижения успеха – стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

§ Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление индивида избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

§ Аффилиация – стремление индивида быть в обществе других людей. У подростков направлен на общение со сверстниками и является ведущим.

§ Мотив отвергания – боязнь быть отвергнутым, не принятым в группе.

§ Мотив власти – стремление к господству над другими, проявляется в подростковых группах.

§ Альтруизм – мотив оказания помощи людям.

§ Эгоизм – стремление удовлетворять свои потребности и интересы безотносительно потребностям и интересам других людей.

§ Агрессивность – стремление нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы подросток был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Развитие самосознания:

1. Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

§ Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

§ Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

§ Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

§ Внешний облик и манера одеваться.

Страницы: 1 2 3


Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки
Описательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не объяснение, а понимание психической жизни человека. К психике не применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловы ...

Фазы сна
Медленный сон, в свою очередь, состоит из отдельных стадий. Они обозначаются как 1-я, 2-я, 3-я и 4-я стадии. Быстрый сон не делится на отдельные стадии и рассматривается как единая фаза. У человека 1-я стадия связана с процессом засыпания. В это время происходит модификация альфа-ритма на ЭЭГ. В состоянии расслабленного бодрствования в ...

Особенности депривации психического развития в младенчестве
Дети, попадающие в дом ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средст ...