Развитие личности в старшем подростковом возрасте
Страница 1

Возрастная психология » Развитие личности в старшем подростковом возрасте

С.Холл назвал это возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.

Мотивационная сфера подростка

Мотивационная сфера – направлена на общение со сверстниками, учебную и творческую (спортивную) деятельность. Главная особенность подростка (Г.С. Абрамова, 2000) - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и бурятся друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В отношениях со сверстниками, учителями и родителями могут проявляться противоположные мотивы.

§ Мотив достижения успеха – стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

§ Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление индивида избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

§ Аффилиация – стремление индивида быть в обществе других людей. У подростков направлен на общение со сверстниками и является ведущим.

§ Мотив отвергания – боязнь быть отвергнутым, не принятым в группе.

§ Мотив власти – стремление к господству над другими, проявляется в подростковых группах.

§ Альтруизм – мотив оказания помощи людям.

§ Эгоизм – стремление удовлетворять свои потребности и интересы безотносительно потребностям и интересам других людей.

§ Агрессивность – стремление нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы подросток был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Развитие самосознания:

1. Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

§ Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

§ Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

§ Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

§ Внешний облик и манера одеваться.

Страницы: 1 2 3


Психологическая характеристика младшего школьного возраста (6-7 – 10 лет)
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств (легкомыслие, наивность), но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение определяет практически всю деятельность ребенка – в школе он приобретает не только новые знания и умения ...

Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи. Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением
В древнегреческом языке anomos означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». (Этот термин встречается у Еврипида, Платона, в XVI веке — у французского философа и социолога Жана Мари Гюйо и в трудах других мыслителей). Родоначальником социальной аномии считается французский ученый Э. Дюркгейм. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: ...

Мотивация
В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивац ...