Брак и семья: теоретические подходы к понятию изучению. Понятие о браке и брачных отношениях
Страница 3

Инфо по психологии » Особенности отношения к браку у лиц 25-30 лет » Брак и семья: теоретические подходы к понятию изучению. Понятие о браке и брачных отношениях

Эпоха конца ХІХ – начала ХХ века ознаменовалась переменами в общественных настроениях. На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы.

Психологи не могли остаться в стороне от этих веяний. Их внимание постепенно стало переключаться с традиционно-научных проблем к этой сфере общественной жизни, в которой каждый человек проделывает путь собственной социализации, а затем и осуществляет свое социальное самоопределение – по крайней мере, во многих его существенных аспектах.

Систематическое изучение семьи на Западе началось в ХХ столетии. Появились работы по сексологии, по взаимоотношениям в семье. В тоже время были заложены основы социальной психологии, и получил распространение социально-психологический подход к семье. Психология семьи ныне представлена ее тремя основными направлениями.

Первое рассматривает семью как важнейший институт социализации и сосредоточивает внимание на исполнении человеком своей роли в структуре родительско-детских отношений. В центре внимания этого направления исследований – воспитательные функции семьи, становление личности под влиянием родительского воспитания и всей семейной атмосферы.

Второе сосредоточено преимущественно на супружеских отношениях и изучает различные вопросы, связанные с брачным предпочтением, психологической совместимостью супругов, особенностями супружеских ролей, удовлетворенностью браком.

Понятно, что ряд исследований занимают пограничное положение между этими, выделенными достаточно условно, направлениями. Это связано с тем, что сам психологический климат семьи с одной стороны определяется характером супружеских отношений, а с другой – выступает важным инструментом социализации.

Третье направление - достаточно автономное и в то же время, связанное с двумя первыми – прикладная семейная психология, а именно семейная психотерапия и консультирование. В настоящее время именно прикладная семейная психология выступает наиболее востребованным и популярным направлением деятельности психологов.

На протяжении ХХ в. интерес к семье, а также к разработкам методов терапевтического воздействия на нее возникал у специалистов самых разных направлений. Представители каждого учения неизбежно выходили на семейные проблемы, предлагая собственную их интерпретацию и пути решения в рамках своих теорий.

Исторически первым было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа З. Фрейдом «случая маленького Ганса». Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдавшего навязчивыми страхами, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Задачей психотерапевтического воздействия на семью являлось достижение инсайта – осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации жизни у некоторых ее членов.

Теория поля Курта Левина, возникшая в 30-х гг., получила развитие в терапевтических концепциях одного из ее видных представителей Отто Баха. Появление так называемой клиент-центрированной терапии Карла Роджерса привело к созданию соответствующей семейной терапии. Развитие учения о рефлексах и основывающийся на нем поведенческий подход лег в основу формирования семейной поведенческой терапии. Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации в социальной психологии дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи.

Страницы: 1 2 3 4


Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникаю ...

Психологические защиты – механизм сохранения психического равновесия или деструктивное разрушение личности?
В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значи ...

Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ...