Задачи возрастной психологии

Возрастная психология » Задачи возрастной психологии

Возрастная психология является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике[1]:

1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает определение уровня развития на основе статистических возрастных показателей. Благодаря нормам развития можно дать общую оценку хода развития, как в индивидуальных случаях, так и в учебных и воспитательных вопросах. Зная, какие задачи самостоятельно решает ребенок 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает изучение причин и условий, приведших к данному уровню развития. Возрастная психология анализирует свойства личности и ее нарушения в зависимости от различных факторов: установок личности, среды обитания, взаимодействия с воспитателями, особых событий. При этом наибольший интерес представляют долговременные (а не кратковременные) влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет задержать нарушение хода развития и принять соответствующие меры для его оптимизации.

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. «Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы – явно или неявно – предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными»[2].

4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. Возрастная психология, в отличие от педагогики, нейтральна по отношению к социальному заказу, общественному и личному мнению. Поэтому она способна и обязана им противостоять, если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем, ложно установленная норма развития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает разработку конкретных мер в случаях, когда условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.

6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает анализ коррекционных мероприятий. Современная возрастная психология считает, что действительная оценка эффективности коррекционных воздействий может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той научной парадигмой, которой придерживается психолог.


Педагогическая поддержка в профессиональном становлении преподавателей предмета «Технология».
Образовательная область "Технология" раскрывается для школы через декоративно-прикладное творчество и народные промыслы, определенные образовательным стандартом. В этой связи, учитывая, что данное направление на технолого-экономических факультетах не культивировалось, возникла необходимость в подготовке таких специалистов. В ...

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.
В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. При этом игра ребенка не является точной копией того, что он наблюдает. Известно, что отношение ре ...

Функции и эффективность конфликта.
Со времени выхода в свет основного труда Л. Козера «Функции социального конфликта», по-видимому, не было описано ни одной новой функции конфликта. Козер насчитал не менее тринадцати функций. Однако все они являются предметом скорее социальной психологии, чем социологии и тем более организационной науки. Тем не менее, имеет смысл, вначал ...