Задачи возрастной психологии

Возрастная психология » Задачи возрастной психологии

Возрастная психология является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике[1]:

1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает определение уровня развития на основе статистических возрастных показателей. Благодаря нормам развития можно дать общую оценку хода развития, как в индивидуальных случаях, так и в учебных и воспитательных вопросах. Зная, какие задачи самостоятельно решает ребенок 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

2. Определение условий развития и изменения. Эта задача предполагает изучение причин и условий, приведших к данному уровню развития. Возрастная психология анализирует свойства личности и ее нарушения в зависимости от различных факторов: установок личности, среды обитания, взаимодействия с воспитателями, особых событий. При этом наибольший интерес представляют долговременные (а не кратковременные) влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет задержать нарушение хода развития и принять соответствующие меры для его оптимизации.

3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. «Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы – явно или неявно – предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными»[2].

4. Объяснение целей развития и коррекции. Эта задача определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено. Возрастная психология, в отличие от педагогики, нейтральна по отношению к социальному заказу, общественному и личному мнению. Поэтому она способна и обязана им противостоять, если это противоречит установленным фактам и закономерностям. Вместе с тем, ложно установленная норма развития приводит к существенным искривлениям в практике учебной и воспитательной работы.

5. Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает разработку конкретных мер в случаях, когда условия развития ведут к нежелательному его ходу. Здесь следует различать: 1) цели развития самого индивида; 2) потенциалы развития самого индивида; 3) социальные требования к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные мероприятия должны дифференцироваться по их назначению. Целью запланированной коррекции может быть профилактика нарушений развития, коррекция развития или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть приняты обоснованные решения о том, когда вмешательство обещает быть успешным, куда оно должно быть приложено и какой метод следует выбрать.

6. Оценка коррекции развития. Эта задача предполагает анализ коррекционных мероприятий. Современная возрастная психология считает, что действительная оценка эффективности коррекционных воздействий может быть получена только в результате продолжительного наблюдения за индивидом, в ходе которого должны быть установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается также, что оценка эффективности во многом определяется той научной парадигмой, которой придерживается психолог.


Шкала явной тревожности для детей CMAS
Методика Была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953), предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан. Предмет диагностики: Выявление тревож ...

Профилактика стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и м ...

Опыты Карла Лешли. Понятие энграммы
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространст ...