Генезис самосознания
Личность проходит довольно долгий путь, чтобы осознать многообразие своих индивидуальных особенностей, свое место в системе отношений окружающего мира. Этот процесс проходит через самопознание и становление самостоятельности. Становление Я-концепции связано с основными событиями, периодами и новообразованиями жизненного пути личности.
Развитие Я-концепции в онтогенезе:
§ к 1 году - принятие и овладение собственным телом.
§ в 3 года - становление субъектом деятельности, выделение своего «Я». В сравнении с близкими людьми вырабатывается отношение к себе как к самостоятельному субъекту и индивидуальности.
§ в 7 лет - возникновение осознанных эмоциональных переживаний, самооценок. Образцом поведения являются мать или отец. Происходит идентификация с тем или иным родителем, вырабатывается программа определенных типов поведения и психических состояний. Появляются уровни в образе своего «Я»: «Я-реальное» и «Я-идеальное».
§ в подростковом и юношеском возрастах Я-концепция становится более жесткой, осознание «образа Я» более глубокое. Происходит формирование самооценки. Самопознание и самосознание достигают высокого уровня развития.
§ «Я-концепция» взрослого человека обладает относительной стабильностью и обусловливает устойчивые схемы поведения. Расхождение между опытом человека и его Я-концепцией нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты (З.Фрейд).
§ Главным развивающим мотивом Я-концепции взрослого человека является стремление к самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу)
Составной и неотъемлемой частью Я-концепции является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. У дошкольников и младших школьников на формирование самооценки оказывают влияние родители, воспитатели, учителя, сверстники.
По А.В. Захаровой структура самооценки имеет два компонента:
1) когнитивный – отражает знания человека о себе;
2) эмоциональный – отражает отношение к себе.
В дошкольном возрасте более выраженным является эмоциональный компонент самооценки, в младшем школьном возрасте – преобладает когнитивный компонент самооценки, в подростковом возрасте вновь начинает преобладать эмоциональный компонент, только в юношеском возрасте начинает достигаться гармония в развитии знаний о себе и отношения к себе.
Личность может по-разному оценивать свои те или иные качества, т.е. имеет место дифференцирование (расслоение) самооценки: она может быть реалистичной, объективной (адекватной), завышенной или заниженной.
Таким образом, процесс становления самосознания личности в онтогенезе зависит от врожденных особенностей индивида, условий его жизни, воспитания, особенностей среды и взаимодействия с ней. Уровень самосознания изменяется в процессе возрастного и личностного развития.
На мостике
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья,
но
им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска — 30—40 см, символиз ...
Эмоционально – волевая готовность
Имеется в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
В эмоционально – ...
Становление пенитенциарной психологии
Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius — покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», «уголовно-исполнительной» (по названию соответствующей отрасли права) или «исправительной» психологией. Попытки противопоставить эти названия в сов ...