Генезис самосознания

Возрастная психология » Генезис самосознания

Личность проходит довольно долгий путь, чтобы осознать многообразие своих индивидуальных особенностей, свое место в системе отношений окружающего мира. Этот процесс проходит через самопознание и становление самостоятельности. Становление Я-концепции связано с основными событиями, периодами и новообразованиями жизненного пути личности.

Развитие Я-концепции в онтогенезе:

§ к 1 году - принятие и овладение собственным телом.

§ в 3 года - становление субъектом деятельности, выделение своего «Я». В сравнении с близкими людьми вырабатывается отношение к себе как к самостоятельному субъекту и индивидуальности.

§ в 7 лет - возникновение осознанных эмоциональных переживаний, самооценок. Образцом поведения являются мать или отец. Происходит идентификация с тем или иным родителем, вырабатывается программа определенных типов поведения и психических состояний. Появляются уровни в образе своего «Я»: «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ в подростковом и юношеском возрастах Я-концепция становится более жесткой, осознание «образа Я» более глубокое. Происходит формирование самооценки. Самопознание и самосознание достигают высокого уровня развития.

§ «Я-концепция» взрослого человека обладает относительной стабильностью и обусловливает устойчивые схемы поведения. Расхождение между опытом человека и его Я-концепцией нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты (З.Фрейд).

§ Главным развивающим мотивом Я-концепции взрослого человека является стремление к самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу)

Составной и неотъемлемой частью Я-концепции является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. У дошкольников и младших школьников на формирование самооценки оказывают влияние родители, воспитатели, учителя, сверстники.

По А.В. Захаровой структура самооценки имеет два компонента:

1) когнитивный – отражает знания человека о себе;

2) эмоциональный – отражает отношение к себе.

В дошкольном возрасте более выраженным является эмоциональный компонент самооценки, в младшем школьном возрасте – преобладает когнитивный компонент самооценки, в подростковом возрасте вновь начинает преобладать эмоциональный компонент, только в юношеском возрасте начинает достигаться гармония в развитии знаний о себе и отношения к себе.

Личность может по-разному оценивать свои те или иные качества, т.е. имеет место дифференцирование (расслоение) самооценки: она может быть реалистичной, объективной (адекватной), завышенной или заниженной.

Таким образом, процесс становления самосознания личности в онтогенезе зависит от врожденных особенностей индивида, условий его жизни, воспитания, особенностей среды и взаимодействия с ней. Уровень самосознания изменяется в процессе возрастного и личностного развития.


0собенности взаимоотношений в системе "тренер — спортсмен" "спортсмен — спортсмен"
Взаимоотношения — специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. В спортивной группе различают два вида взаимоотношений: "спортсмен — спортсмен" и "тренер — спортсмен" (первый вид — горизонтальный уровень, второй — верти ...

Виды нехимических аддикиций. Гэмблинг
Азартные игры Аддиктивные расстройства лучше изучать на примерах аддикции, не связанных с приемом химических веществ, которые оказывают токсическое воздействие на организм человека и тем самым осложняют понимание основных механизмов аддикции в чистом виде. Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной с приемом каких – то ...

Концепция К. Прибрама «Голографическая модель мозга»
Особое место среди нейропсихологических концепций занимает голографическая теория Карла Прибрама, по представлениям которого вся информация (подобно оптической голограмме) распределена более или менее равномерно по коре мозга, и в каждом участке представлена информация о разных событиях. Но при этом Прибрам хранение информации и память ...