Основные характеристики возрастных кризисов

Возрастная психология » Основные характеристики возрастных кризисов

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Согласно теории критических периодов детского развития, каждый критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции».

В отличие от стабильных периодов, возрастные кризисы длятся недолго – несколько месяцев (при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года и больше). Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. В поведении наблюдаются аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. В школьном возрасте у детей в этот период падает работоспособность. Снижается успеваемость, иногда возникают внутренние конфликты, сильные переживания. Развитие приобретает негативный характер. Обостряются основные противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми формами деятельности и несформированными умениями и навыками. Главные изменения происходят во внутреннем плане. Новообразования, возникающие в кризисный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями.

Все переходные периоды имеют сходную симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям.

Кризисные периоды - очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.

Таким образом, возрастные кризисы характеризуются биологической перестройкой организма (резко меняется характер нейроэндокринной регуляции, обмен веществ и пр.) и психологическими изменениями (прежний способ реагирования, оценок, отношений и поведения перестает быть перспективным, а новый способ адаптивного поведения еще не сформировался). Такие изменения порождают трудности, как для личности, так и для окружающих, осложняя взаимопонимание. Не случайно эти периоды жизни понимаются как периоды повышенного риска и расцениваются как предпатология, но в границах нормы психического здоровья. С другой стороны это периоды наивысшей чувствительности (сензитивности) к возникновению важных личностных новообразований.

Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.


Индивидуальные различия волевой сферы личности
У людей бытует убеждение, что все делятся на волевых и безвольных. Соответственно у первых есть «сила воли», а у вторых ее нет. В действительности, как показали исследования, все не так просто. Можно быть «волевым» в одной ситуации и «безвольным» – в другой. Связано это с тем, что «сила воли» включает в себя несколько волевых проявлений ...

Роль, эмоций в жизни человека
Пожалуй, главный вопрос, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах эмоциональной сферы, - это вопрос о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция ...

Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков
Наиболее значимыми социально-психологически ми характеристиками личности, выражающими систему ее отношений к различным сторонам действительности, выступают ценностные ориентации и установки. Если ценностные ориентации характеризуют систему внутренней регуляции поведения, и их можно отнести к содержательной стороне процесса социализации, ...