Группы возрастных периодизаций по Л.С. ВыготскомуСтраница 3
Рис. 3. Периодизация детского развития Л.С. Выготского
Прежде всего, здесь ярко видна динамика детского развития: более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами, которые называются литическими или стабильными (спокойными). В стабильные периоды происходит постепенное развитие психики и личностных качеств ребенка, постепенное накоплением знаний, умений, опыта.
Среди периодизаций, основанных на выделении существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э. Эриксона, которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов:
1) соматического развития;
2) развития сознательного «Я»;
3) социального развития.
Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития:
1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;
2) вторая фаза (раннее детство: 2-3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;
4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11-12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
6) шестая фаза (молодость: 20-30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
7) седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
8) восьмая фаза (старший взрослый возраст плюс старость, от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личости или раздвоенностью, отчаянием.
Центральным моментом концепции Э. Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегрирующем свойстве личности. Понятие идентичности означает тождественность человека самому себе. Если человек обладает идентичностью, то он обладает самим собой:
§ у него сложился совершенно определенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру;
§ у него развито чувство адекватности и стабильного владения собственным «Я» независимое как от изменений «Я», так и различных ситуаций,
§ у него сформирована способность к полноценному решению задач, возникающих перед ним на каждом возрастном этапе.
Идентичность – это, прежде всего, показатель зрелой (взрослой) личности, которая в своем развитии проходит ряд стадий.
Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях. Эти психологические новообразования становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением с миром значимых для него людей, с социальными общностями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взрослого) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Эриксон, потенциальности, которые подчиняются внутренним законам развития. Именно эти внутренние предпосылки (потенциальности) и определяют избирательное воздействие на индивида его социального окружения. Э. Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его неотъемлемой, интегральной частью общественной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению.
Выводы
В аспекте рассматриваемых субкатегорий «образ Я» подростка из массовой школы соответствует многократно описанным общевозрастным характеристикам. «Образ Я» воспитанников интерната заметно отличен. С одной стороны, негативистский протест выражен у них примерно в той же степени, что и в группе школьников, с другой, - у них не только не фор ...
Физиологические основы внимания
Идеалистические взгляды на природу внимания можно проследить в работах Г. Лейбница, И. Канта, В. Вундта и У. Джемса. С критикой идеалистических взглядов на природу внимания уже в 20-х годах выступает академик В.М. Бехтерев. Развивая материалистическую линию Сеченова в трактовке вопросов внимания, он доказывает, что внимание, как и други ...
Основные отрасли психологии
Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.
Возникновение отрасле ...