Общение дошкольников
Страница 1

Возрастная психология » Общение дошкольников

Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого. М.И. Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание.

1. Ситуативно-деловая форма общения характерна для младшего дошкольного возраста (как и для раннего детства). Ребенок воспринимает взрослого как партнера по совместной игре и выделяет, прежде всего, его деловые качества.

2. Внеситуативно-познавательная форма общения складывается примерно к 5 годам. Ведущее положение занимают познавательные мотивы общения. Взрослый в глазах ребенка приобретает новое качество – он становится источником новых знаний и представлений о мире.

3. Внеситуативно-личностная форма общения складывается к концу дошкольного возраста. Интересы старших дошкольников уже не ограничиваются окружающими предметами и явлениями. Им становится интересным мир людей, их поступки, человеческие качества, отношения. Отличительная особенность такого общения является стремление к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми, потребность в них.

Общая психологическая характеристика общения дошкольников

Освоение способов взаимодействия людей друг с другом происходит через развитие механизмов идентификации и обособления. Идентификация – отождествление себя с другими. Ребенок в общении погружается в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого (сказки, фильмы, мультфильмы и общение). Девочка (4 года) плачет возле горки, стоя рядом с маленьким мальчиком. На вопрос о причине плача, отвечает: «Его мама ушла, мне его жалко». (характерная для этого возраста идентификация в форме сочувствия). Обособление – стремление подтвердить свою самостоятельность, настоять на своем: «Я так сказал!», «Я буду это делать!» и проч.

Общение ребенка главным образом направлено на удовлетворение потребности в любви и одобрении. Ребенок сильно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые – для того, чтобы получить любовь, нежность, положительную оценку взрослого он готов на все: от заискивания до демонстративного пренебрежения, соперничества с другими детьми. Потребность в любви и одобрении является условием обретения эмоциональной защиты, выработке у него чувства уверенности, доброжелательного отношения к другим людям.

Если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, чувствует себя покинутым и одиноким – возникает насильственное отчуждение в форме страха (запугивание, отказ в поддержке в необычной ситуации – отчужденная, агрессивная позиция родителей). Могут появиться страх темноты, страх лифта, страх чужих людей в детском саду и т.д.

В целом, общение в дошкольном возрасте претерпевает следующие изменения:

1. Происходит осознание своего места в системе отношений в семье. Ребенок в возрасте 3 лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания, а также не является центром своей семьи – родители могут общаться друг с другом и без его участия, появление младших детей, актуализация родителями отношений со старшими детьми.

С появлением самостоятельности изменяются и формы общения с обоими из родителей (они уже не принадлежат ему безраздельно). Такие отношения не устраивают ребенка – он возмущается, ревнует – это проявляется то в бурной любви и предпочтении одного из родителей (Эдипов комплекс), то через некоторое время другого – и с такой же силой (идентификация – разрешение Эдипова комплекса). Наконец, эти ревнивые формы общения проходят (к 6 годам), ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и папу, и маму. При отсутствии отца – когда ребенок обнаруживает и осознает это – может возникнуть тревожность, обеспокоенность, возбудимость. Необходимо мужское общение (дед, дядя, тренер секции и т.д.)

Страницы: 1 2