Социально-психологическая характеристика молодости
Страница 2

Возрастная психология » Социально-психологическая характеристика молодости

Основная задача развития в этом направлении – освоение родительской роли. Разрешение этой проблемы возможно путем принятия ответственности друг за друга и за себя, а также путем открытого обсуждения супругами содержания родительской роли (См. Абрамова, стр 531).

Роль матери. По Абрамовой Г.С. (2000), начинается:

- с освоения идеала Женщины и Мужчины,

- с освоения самой цели о смысле жизни,

- с переживания возможности понять другого человека,

- с переживания своей собственной силы воздействия на другого человека, и его на тебя.

Главным критерием в реализации роли матери является субъективное ощущение женщины, что она любима и значима. Тогда она способна перенести свою любовь и на ребенка, и он не воспринимается как «помеха» в отношениях супругов. Другая проблема – смещение ролей жены и матери – женщина начинает себя вести по-матерински и с ребенком и с супругом. Это приводит мужчину к переживанию утраты индивидуального места в структуре семейных отношений, что может привести к конфликтам. Третья проблема – необходимость женщины в этот период развивать деловую карьеру.

Роль отца. В связи с тенденцией роста неполных семей, многие современные дети не знают о существовании такой семейной социальной роли и ее конкретном воплощении (Абрамова Г.С., стр. 537). Нормальное освоение роли отца предполагает наличие следующих ролевых статусов:

- защитник; - кормилец; - организатор семейного обустройства; - экзистенциальная роль – носитель модели правильной жизни.

Психологические ловушки при освоении роли отца:

1. «ловушка простой цели» - отказ от наличия экзистенциальной цели и роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»)

2. «ловушка ожидаемого долженствования» («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»)

3. «ловушка нормальности», или «все, как у людей» - потенциальный отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов семьи.

4. «ловушка правоты силы», или «против лома нет приема» - отказ от всех возможных способов разрешения конфликтов, кроме силовых.

5. «ловушка возраста» («Я еще молодой, мне погулять хочется», «Он еще ничего не понимает, пусть мать с ним возиться») – ориентация на физический возраст как на критерий развитости человека.

6. «ловушка подарка» («Я ему все покупаю, что захочет ») Подмена экзистенциальности в отношениях предметами. Игнорирование ценности личного общения.

7. «ловушка потребительства» или «в своей семье можно расслабиться» - чувства других членов семьи не учитываются.

8. «ловушка превосходства пола» - заведомый отказ от способов решения жизненныз задач неизвестным (женским) способом.

9. «ловушка социальной ценности пола». («Мужчину везде на работу примут», «Меня любая подберет») - отказ от экзистенциальных переживаний как от бессмысленных и ненужных.

10. «ловушка ревности к детям» - необходимость считаться с тем, что внимание жены принадлежит еще кому-то.

7. К 30 годам многие подводят некоторые личные итоги, основанные на рассудочном и критичном отношении к самому себе. Большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляется

§ перепланировка жизни,

§ переоценка ценностей,

§ переориентация жизненных мотивов.

Человек осмысленно делает выбор и готов принять его последствия.

8.4 Кризис молодости (27- 33 года)

Общая характеристика кризиса:

1. Переживание чувства «прощания с молодостью»

2. Пересматриваются основы образа жизни (ощущение впустую потраченного времени).

3. Переоценка ценностей.

4. Критический пересмотр своего «Я».

5. Подведение итогов в профессиональном росте. Важность карьеры для мужчин.

6. Подведение итогов в устройстве личной жизни. Важность создания семьи для женщин.

7. Осознание необходимости новых жизненных задач.

8. Потребность ощутимых перемен наряду с некоторым страхом перед ними (неудача более значима, чем несколько лет назад).

Страницы: 1 2 3


Проблема формирования культуры профессионального мышления будущих учителей. Особенности исследования феномена мышления
На сегодняшний день одной из приоритетных целей образования является всестороннее развитие личности, вследствие этого актуальной является проблема формирования культуры мышления индивида как одной из ключевых составляющих его общей культуры. Для изучения проблемы формирования культуры профессионального мышления будущих учителей целесоо ...

Психологические особенности массовидных явлений
Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива). Основные признаки массовидных форм поведения: - поведение неадекватное ситуации; - схожесть поступков. Разновидности массовидных форм поведения: толпа ...

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей. Общение ребенка с взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое соде ...