Социально-психологическая характеристика молодости
Страница 3

Возрастная психология » Социально-психологическая характеристика молодости

Стержневую основу процесса самоопределения в кризисе молодости составляет профессиональная деятельность. Этапы профессионального развития человека по Е.А. Климову[21] (фазы развития профессионала):

1. Оптант. Человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии.

2. Адепт. Человек, осваивающий выбранную профессию.

3. Адаптант. Молодой специалист, имеющий задачу «вписаться» в нормы поведения, манеры, образ жизни и внешний облик профессионала.

4. Интернал. Это уже опытный, «наторевший» в своем деле работник, который любит свое дело и самостоятельно справляется с основными профессиональными функциями на данном посту.

5. Мастер. На этом уровне профессионализма человек может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу.

6. Авторитет. Мастер своего дела, хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его приделами (высший разряд, категория, звание, ученая степень).

7. Наставник. Авторитетный мастер, передающий опыт ученикам, последователям, единомышленникам.

Пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста – стабилизация на достигнутом уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности – выбор одного из наиболее успешных направлений и повышение квалификации без выхода за его узкие границы.

3. Конструктивное разрешение – профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение – срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.

Гендерные особенности пересмотра жизненных целей в период от 28 до 33 лет:

§ Мужчины могут сменить работу или изменить образ жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется.

§ Женщины, ориентированные ранее на замужество и воспитание детей переключаются на профессиональные цели («кухонный бунт»); а те, кто отдавал свои силы работе, теперь направляют их в семью.

Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития

Страницы: 1 2 3 


Пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Такие ученые, как К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что именно под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. «Особенно важными для ребенка являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом се ...

Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, ...

Общение дошкольников
Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого. М.И. Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание. 1. Ситуативно-деловая форма общения характерна для младшего до ...