«Биографические Кризисы»
Страница 1

Возрастная психология » «Биографические Кризисы»

«Биографические кризисы» могут не быть «привязаны» к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. В.И. Слободчиков называет их кризисами индивидуальной жизни. Самое главное – своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать».

Некоторые основных варианты «биографических кризисов» (по Р.А. Ахмерову, 1994):

1. Кризис нереализованности. Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что моя-де жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, И в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин такого кризиса может быть социальная среда, в которую человека «забросило». Эта среда не может и не хочет ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию («А! Пять лет учился? Болтать языком можешь, а деньги делать не можешь . Вот подметай теперь за мной!» и пр.). Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления расходящиеся с общечеловеческими. Или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу («бегство в работу»), что уж совсем неплохо.

2. Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И, несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т.п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и ударной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии.

В этом случае оправданы существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант: при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможны затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего - «Не знаешь, за что ухватиться .». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ», И обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

3. Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Указанные выше основные кризисы могут встречаться (по Ахмерову Р.А., 1994, с. 74-78) в разных вариантах:

1. «Опустошенность и бесперспективность»,

2. «Нереализованность и бесперспективность»,

3. «Нереализованность и опустошенность»,

4. «Нереализованность, опустошенность и бесперспективность»,

Это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид. Поэтому, важно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности личности суметь вовремя заметить подобные проявления, как для себя, так и для значимых близких.

[1] Карандашев Ю.Н Психология развития. Введение. Минск, 1997.- Гл.1.1.

[2] Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001, стр.10

[3] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001, стр.214.

Страницы: 1 2


Успешность спортивной деятельности и общения
Общение — форма взаимодействия людей, стремящихся выявить психические качества друг друга с целью установления и развития межличностных отношений в ходе взаимодействия. Межличностное общение располагает обширным арсеналом средств и методов, начиная с обмена информацией вербального (речевого) и невербального характера, обеспечения взаи ...

Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений
Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение созна ...

Методы возрастной психологии
Основные группы методов, применяемые в возрастной психологии по классификации Б.Г.Ананьева:[3] 1. 1 группа - организационные методы: 1.1. сравнительный, 1.2. лонгитюдный 1.3. комплексный. 2. 2 группа – эмпирические методы: 2.1. наблюдение и самонаблюдение; 2.2. экспериментальные методы; 2.3. психодиагностические методы – тесты, ...