Дифференциальная концепция Томкинса
Концепция Силвана Томкинса сходна с системой Плутчика, но здесь эмоции не столько выступают мотивирующим фактором поведения, сколько сами являются следствием и элементом соответствующего адаптивного поведения.
Томкинс разработал модель личности “Humanoton", в которой эмоциям выделяется место первичных мотивов. В этой модели эмоции, оказывая многообразное влияние на поведение, тем не менее, существенно отличаются от органических потребностей (отсутствие черт необходимости, насыщенности и цикличности). В силу построения механической модели, Томкинс вынужден использовать энергетические критерии для дифференцировки базовых эмоций.
Вводятся три вида активаторов эмоций:
активаторы поддержания уровня стимуляции, представленные частотой разрядов в нервной системе (им соответствуют базовые эмоции гнева и печали);
активаторы снижения уровня стимуляции (радость);
активаторы повышения уровня стимуляции (испуг, страх, интерес) [3; 51].
Таким образом, стимулы, вызывающие эмоции интереса, страха и ужаса, представляют собой своего рода иерархию, в которой стимул умеренной интенсивности вызывает интерес, а стимул наибольшей силы - ужас. В справедливости данного тезиса можно убедиться, если понаблюдать за реакцией ребенка на незнакомый звук. Когда звук умеренной интенсивности пробуждает у ребенка интерес. Но если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может испугать ребенка, а очень громкий, резкий звук может вызвать у него ужас [4; 57]. В этой модели признается роль отрицательных эмоций как "аварийных сигналов", оценки нарушения баланса активации, но в целом им приписывается дезорганизующая функция [3; 52].
Основные характеристики возрастных кризисов
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Согласно теории критических периодов детского развития, каждый критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного ...
Информирование присутствующих
Следующий основной этап деловой беседы — информирование присутствующих, т. е. передача сведений, с которыми вы хотите их познакомить. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности, путаницы, недосказанности), профессионально правильной и по возможности наглядной (использование общеизвестных ассоциаций и параллелей ...
Три теории лидерства
Существует три теории (подхода) в происхождении лидерства:
1. "Теория черт лидера";
2. "Ситуационная теория лидера";
3. "Системная теория лидера".
"Теория черт лидера" - так же она называется харизматической теорией, и состоит в том, что качества и задатки лидера являются врожденными и образую ...