Дифференциальная концепция Томкинса

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Дифференциальная концепция Томкинса

Концепция Силвана Томкинса сходна с системой Плутчика, но здесь эмоции не столько выступают мотивирующим фактором поведения, сколько сами являются следствием и элементом соответствующего адаптивного поведения.

Томкинс разработал модель личности “Humanoton", в которой эмоциям выделяется место первичных мотивов. В этой модели эмоции, оказывая многообразное влияние на поведение, тем не менее, существенно отличаются от органических потребностей (отсутствие черт необходимости, насыщенности и цикличности). В силу построения механической модели, Томкинс вынужден использовать энергетические критерии для дифференцировки базовых эмоций.

Вводятся три вида активаторов эмоций:

активаторы поддержания уровня стимуляции, представленные частотой разрядов в нервной системе (им соответствуют базовые эмоции гнева и печали);

активаторы снижения уровня стимуляции (радость);

активаторы повышения уровня стимуляции (испуг, страх, интерес) [3; 51].

Таким образом, стимулы, вызывающие эмоции интереса, страха и ужаса, представляют собой своего рода иерархию, в которой стимул умеренной интенсивности вызывает интерес, а стимул наибольшей силы - ужас. В справедливости данного тезиса можно убедиться, если понаблюдать за реакцией ребенка на незнакомый звук. Когда звук умеренной интенсивности пробуждает у ребенка интерес. Но если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может испугать ребенка, а очень громкий, резкий звук может вызвать у него ужас [4; 57]. В этой модели признается роль отрицательных эмоций как "аварийных сигналов", оценки нарушения баланса активации, но в целом им приписывается дезорганизующая функция [3; 52].


0собенности взаимоотношений в системе "тренер — спортсмен" "спортсмен — спортсмен"
Взаимоотношения — специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. В спортивной группе различают два вида взаимоотношений: "спортсмен — спортсмен" и "тренер — спортсмен" (первый вид — горизонтальный уровень, второй — верти ...

Салочки-выручалочки
В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку — 30—40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит он не хочет играть и выбывает из игры. После этого м ...

Неадекватность социальных оценок
В социальной практике нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие престарелые, правонарушители, наркоманы и др.). Работа с подобными группами сложна и не всегда удачна, но владея психологической ин ...