Функционалистическая концепция Кампоса

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Функционалистическая концепция Кампоса

Согласно этой модели, эмоция представляет "попытку индивида установить, сохранить, изменить или закончить взаимоотношения между индивидом и окружающей средой по значимому для индивида поводу", - пишет Кампос.

При этом отмечается, что можно говорить о четырех источниках значимости воздействия, благодаря чему, собственно, и возникает эмоциональный ответ:

отношение воздействия к нашим целям, к тому, что мы хотим;

социальные ответы значимых других;

гедонистический тон воздействия;

воспоминание о чем-то подобном в прошлом.

Отсюда в диагностике эмоций приобретают значение позитивно - негативная шкала и уровни возбуждения, а также гедонистический тон. Подобный подход Кампос встречает в работах Нико Фрижды, где также эмоции рассматриваются как динамическая интерактивная связь между индивидом и внешним окружением, наиболее очевидно обнаруживаемая в планах и действиях человека.

Вообще, в исследовании Кампоса эмоциональные явления рассматриваются как своеобразный комплекс, состоящий из таких компонентов, как "стремление или намерение", "оценка", "готовность к действию", "природа переживания", "когнитивные образы ситуации", "субъективное значение эмоции" и другие [3; 54].

Социально-конструктивистская концепция Саарни - Кемпера

В свою очередь, в модели эмоций созданной в 1999 году Кэролин Саарни и Кемпером подчеркивается, что мы усваиваем в социальном процессе то значение, которое мы затем придаем нашим переживаниям в определенных контекстах, благодаря развитию познавательных способностей. Это придает эмоциям, по мнению Саарни, весьма индивидуализированный характер. В отличие от более унифицированного конструктивистского понимания социокультурного порождения эмоций Льюиса и Микелсона, Кэролин Саарни подчеркивает активную, творческую роль индивида в порождении эмоционального переживания и его понимания в контексте собственного опыта и собственных способностей. При этом она рассматривает свою модель как своеобразную интеграцию подхода Лазаруса и конструктивистских взглядов [3; 54 - 55].


Положительные эмоции.
Положительные эмоции (сопровождающиеся появлением чувства радости) играют огромную роль в жизни человека, как жизненный стимул, регулирующий поведение и деятельность. Положительные эмоции важны для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. «Радость, делая нас чувствительными к каждому биению жизни, к каждому впечатлен ...

Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет (школьный возраст) и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлен ...

Предисловие
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога. От ...