Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда

Третья из наиболее "свежих" моделей эмоций созданная в 1998 году представляет довольно своеобразное объединение ряда весьма разнородных принципов и идей. Авторы этой концепции попытались объединить биологический подход к эмоциям, заложенный в уже упомянутой работе Дарвина, и соответствующую ему теорию базовых эмоций, с когнитивистским подходом Саймона.

Согласно "прерывающей теории" Саймона, потребности человека должны удовлетворяться с помощью двух механизмов - целевого и прерывающего, последний из которых и представляет эмоции. Он включается в случае столкновения с актуальными потребностями и должен отвечать двум требованиям:

обеспечение изменения временного характера программы, превращение процесса её реализации во флуктуирующий процесс;

обеспечение прерывания и отбрасываний действующей программы при актуализации потребностей высшего порядка.

Порядок у Саймона понимается в духе классического бихевиоризма - для каждого побуждения мотивационный уровень является функцией от времени депривации. Соответственно, у каждой потребности есть свой порог, при достижении которого цель (удовлетворение данной потребности) становится доминирующей и прерывает выполняемую программу. Тем самым эмоции трактуются как неспецифический тормоз, преобразующий или сменяющий действующую программу.

В результате такого объединения Оутли и Джонсон-Лэрд сформулировали представление об эмоции как коммуникации, под которой понимается распределение мозговых сигналов (команд) по различным руслам, отражающим приоритеты целей и предрасполагающим к определенному классу действий. Так же как и большинство когнитивно ориентированных исследователей, они рассматривают возникновение эмоций в качестве результата осознаваемой или неосознаваемой оценки, в результате которой возникает особый, но простой сигнал (обрабатывающийся с помощью множественного когнитивного процессора) к возникновению базовой эмоции. В то же время этот сигнал феноменологически и переживается как чувство радости, печали, гнева и т.п. Тем самым предполагается зависимость переживания от двух отдельных сигналов: от эмоционального сигнала и сигнала оценки, который его вызвал. Человек может осознавать и то и другое, а может не осознавать оба или один из сигналов.

По мнению авторов, эмоция возникает тогда, когда поступает информация о том, что вероятность достижения цели заметно увеличилась или уменьшилась по сравнению с ожиданиями. В первой версии этой теории фигурировали пять базовых эмоций: счастье, печаль, гнев, страх и отвращение - на одну меньше, чем у Экмана, ибо, по мнению Оутли и Джонсон-Лэрда, удивление (базовая эмоция по Экману) не имеет отношения к достижению целей. Затем их количество сократилось до 4 - выпало отвращение. Именно эти эмоции, по мнению авторов, образуют основу настроений и даже типов личности и могут не иметь своих предметов и переживаться беспричинно, как это происходит в эпилептической ауре.

Кроме этих "безусловных" базовых эмоций, отмечаются ещё пять "условных" базовых эмоций, которые хоть и основаны на биологическом субстрате, но обязательно носят предметный характер:

привязанность,

родительская любовь,

сексуальное влечение,

отвращение,

межличностное отвержение.

Основными функциями эмоций Оутли и Джонсон-Лэрд считают:

Страницы: 1 2


Психические особенности детей раннего возраста
Ранний возраст — это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики ...

Общение как основа психосоциального развития в ранней юности
По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенност ...

Зарождение экспериментальной психологии и рефлексологии
Два направления в проблеме человека. Ткань национального самосознания пронизывали различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку. Одни выражали интересы обездоленного русского мужика. Другие – правящего строя. Идеологи которого ратов ...