Кросс-культурная концепция Мацумото
Страница 1

Инфо по психологии » Современные зарубежные концепции эмоций » Кросс-культурная концепция Мацумото

После Экмана и Фризена многие занимались распознанием эмоций по мимике в различных культурах, подтверждая данные об универсальности проявления эмоций. Так и предоставленная концепция является продолжением этих исследований, но рассмотрена в самом свежем источнике научной литературы по данной теме.

Дэвид Мацумото и его коллеги исследовали различия в культурных нормах проявления эмоций между различными культурами, предполагая, что нормы проявления эмоций различаются в соответствии с особенностями индивидуалистического или коллективистского подхода к отношениям личности с членами и с не членами группы. Мацумото исследовал также различия в культурных нормах проявления эмоций в четырех этнических группах в США. Другие его исследования, включая и предыдущие, с 1989 года по 1999 год подробно изложены в таблице.

Год

Представляемая экспертами культура

Стимулы

Постановка задачи

Основные выводы

1990

Американцы и японцы

14 изображений из Мацумото и Экмана

Принудительный выбор эмоциональных категорий

Эксперты определили соответствующие эмоциональные категории на уровне, значительно превышающем случайное совпадение

1992

Американцы и японцы

56 изображений из Мацумото и Экмана

1992

Американцы и индийцы

56 изображений из Мацумото и Экмана

1989

Американцы и японцы

56 изображений из Мацумото и Экмана

Многофакторный рейтинг эмоциональных категорий

Эксперты присвоили самый высокий рейтинг по шкале интенсивности соответствующим эмоциональным категориям для всех эмоций кроме одной

1999

Американцы и японцы

56 изображений из Мацумото и Экмана

Принудительный выбор эмоциональных категорий

Эксперты определили соответствующие эмоциональные категории на уровне, значительно превышающем случайное совпадение

Учитывая все сведения об универсальности выражения эмоций посредством мимики и данные таблицы, подтвердившие первоначальные сообщения, кажется вполне закономерным, что кросс-культурные исследования распознания эмоций продолжают в первую очередь заниматься мимикой. Мацумото считает, что выражение лица имеет массу преимуществ перед другими средствами передачи эмоций. Во-первых, годы исследований создали более чем достаточную базу для проведения новых исследований и дальнейшего сбора данных. Во-вторых, представление об универсальности обеспечивает как теоретиков, так и экспериментаторов концептуальной базой, на основе которой возможно осмысление черт культурного сходства и различия, проявляющихся в выражениях лица. В-третьих, лицо может выражать отдельные эмоциональные состояния, давая конкретную информацию о человеке, которая может изучаться как с точки зрения мотивации, так и с точки зрения коммуникации. В-четвертых, разработки подобные системе кодирования мимики Экмана и Фризена, показали, что лицо - это одна из самых сложных сигнальных систем и поэтому представляет собой богатый материал для исследования [7; 279 - 308].

Страницы: 1 2


Психоанализ З. Фрейда
ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939) являлся известным австрийским психиатром и психоаналитиком. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Наблюдая патологические отклонения в психике, он пришел к выводу о наличии в сознании человека особой бессознательной сферы, некого бездонного потаенного резервуара ...

Психическое развитие
Психическое развитие – это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер. В возрастной психологии, психическое развитие – это закономерные изменения челов ...

Психологическое обеспечение педагогического процесса
Психологическое обеспечение педагогического процесса в условиях дошкольного учреждения является важным направлением деятельности детского практического психолога. Здесь, педагогический процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздействий с образовательными и воспитательными целями, где образование предусматривает «накопление» ...