Кросс-культурная концепция МацумотоСтраница 1
После Экмана и Фризена многие занимались распознанием эмоций по мимике в различных культурах, подтверждая данные об универсальности проявления эмоций. Так и предоставленная концепция является продолжением этих исследований, но рассмотрена в самом свежем источнике научной литературы по данной теме.
Дэвид Мацумото и его коллеги исследовали различия в культурных нормах проявления эмоций между различными культурами, предполагая, что нормы проявления эмоций различаются в соответствии с особенностями индивидуалистического или коллективистского подхода к отношениям личности с членами и с не членами группы. Мацумото исследовал также различия в культурных нормах проявления эмоций в четырех этнических группах в США. Другие его исследования, включая и предыдущие, с 1989 года по 1999 год подробно изложены в таблице.
|
Год |
Представляемая экспертами культура |
Стимулы |
Постановка задачи |
Основные выводы |
|
1990 |
Американцы и японцы |
14 изображений из Мацумото и Экмана |
Принудительный выбор эмоциональных категорий |
Эксперты определили соответствующие эмоциональные категории на уровне, значительно превышающем случайное совпадение |
|
1992 |
Американцы и японцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана | ||
|
1992 |
Американцы и индийцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана | ||
|
1989 |
Американцы и японцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана |
Многофакторный рейтинг эмоциональных категорий |
Эксперты присвоили самый высокий рейтинг по шкале интенсивности соответствующим эмоциональным категориям для всех эмоций кроме одной |
|
1999 |
Американцы и японцы |
56 изображений из Мацумото и Экмана |
Принудительный выбор эмоциональных категорий |
Эксперты определили соответствующие эмоциональные категории на уровне, значительно превышающем случайное совпадение |
Учитывая все сведения об универсальности выражения эмоций посредством мимики и данные таблицы, подтвердившие первоначальные сообщения, кажется вполне закономерным, что кросс-культурные исследования распознания эмоций продолжают в первую очередь заниматься мимикой. Мацумото считает, что выражение лица имеет массу преимуществ перед другими средствами передачи эмоций. Во-первых, годы исследований создали более чем достаточную базу для проведения новых исследований и дальнейшего сбора данных. Во-вторых, представление об универсальности обеспечивает как теоретиков, так и экспериментаторов концептуальной базой, на основе которой возможно осмысление черт культурного сходства и различия, проявляющихся в выражениях лица. В-третьих, лицо может выражать отдельные эмоциональные состояния, давая конкретную информацию о человеке, которая может изучаться как с точки зрения мотивации, так и с точки зрения коммуникации. В-четвертых, разработки подобные системе кодирования мимики Экмана и Фризена, показали, что лицо - это одна из самых сложных сигнальных систем и поэтому представляет собой богатый материал для исследования [7; 279 - 308].
Категория развития
Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов:
1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, тол ...
Понятие возраста. Основные структурные
компоненты возраста. Понятие возраста
Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возра ...
Старение и старость. Общая характеристика периода
старения и старости
Старость - один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что «последние вопросы бытия» (М. М. Бахтин) встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого - совместить возможности старого человека в понимании мира и его жизненный опыт с физической немощью и невозможностью активно воплотит ...
