Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк. История становления возрастной психологии
Страница 1

Возрастная психология » Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк. История становления возрастной психологии

Описательный (донаучный) этап истории возрастной психологии связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах:

§ педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях;

§ медицины, разделяющей онтогенез на основные периоды с позиции физиологических изменений;

§ философии, которая пыталась объяснить развитие психики.

Первые упоминания классификации возраста можно встретить в древневосточной и античной философии. Платон (427 – 347 гг. до н.э.), опираясь на идеи воспитания и образования, как процессов, создающих необходимые изменения, предлагал следующие этапы образования:

§ с рождения до 3 лет дети воспитываются в семье;

§ с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитателей занимаются на площадке играми;

§ с 7 до 12 лет посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению;

§ с 12 до 16 лет посещают школу физического воспитания;

§ с 16 до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями;

§ с 18 до 20лет проходят эфебию, т.е. получают военно-гимнастическую подготовку;

§ с 20 до 30 лет – высшая ступень образования (философско-теоретический план);

§ с 30 до 35 лет – чисто философское образование.

Имея идеалистические позиции, касающиеся природы человека, Платон признавал развитие лишь в предполагаемой педагогической практике, которую он подчинил интересам государства.

Первую возрастную периодизацию, основывающуюся на идее развития, создал Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Она состояла из трех этапов: 1) до 7 лет; 2) от 7 до 14 лет (до наступления половой зрелости); 3) от наступления половой зрелости до 21 года. Если ранее предлагаемые возрастные деления не имели под собой иной теоретической основы, кроме государственной целесообразности, то Аристотель взял за основу процессы развития, происходящие в самом человеке.

Он исходил из того, что люди по природе своей различны, соответственно и воспитание должно быть дифференцированным. Более того, он настаивал на том, чтобы в воспитании учитывались межполовые различия. Требуя воспитывать детей как деятельных членов общества, он одновременно подчеркивал необходимость защиты их внутренней сферы и индивидуальности. В семье он видел стабилизирующее и социализирующее влияние, предлагая родителям так распределять труд в семье, чтобы, по крайней мере, один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей.

Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершается, прежде всего, как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в существовании реального внешнего мира и за основу познания брал чувственный опыт. Говоря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития.

В XVII в. идею Аристотеля о жизни как внутреннем развитии, возродил Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Он провозгласил принцип природосообразности воспитания, который до сегодняшнего дня развивается в трудах педагогов (Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Пестолоцци, А. Дистервег и др.).

Я.А. Коменский является автором собственной возрастной периодизации развития:

§ Детство – от рождения до 6 лет включительно;

§ Отрочество – от 6 до 12 лет;

§ Юность – от 12 до 18 лет;

§ Возмужалость – от 18 до 24 лет.

Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения и их исполнительными органами (языком и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем мышления; возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Оформление возрастной психологии как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIXв. К середине века в науке, благодаря работам Г.В.Ф.Гегеля и Ч.Дарвина, широкое распространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии Г.В.Ф.Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диалектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на разных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.

Установленные Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Благодаря успехам эволюционной биологии возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки, где активно стали изучаться возрастные особенности детей. В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И.Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч. Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев. Вслед за этими статьями стали появляться исследования в форме наблюдения за развитием ребенка (В.Прейер, Дж.Селли, С. Холл, В.Штерн, К.Гросс и др.). Наибольшее влияние на становление детской психологии как научной отрасли оказал В. Прейер. В 1881 г. он опубликовал книгу «Душа ребенка», представляющую собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка. Таким образом, в развитии возрастной психологии как науки появился новый подход в изучении ребенка – объективное наблюдение.

Страницы: 1 2


Выводы
1. Теоретический анализ литературных источников позволил получить информацию о состоянии проблемы внутригрупповых взаимоотношений и выявить, что от степени сплоченности игроков в спортивной команде зависит успешность соревновательной деятельности. Тренер, в свою очередь, должен оказывать существенное влияние на факторы, определяющие соц ...

Динамика и разрешение юридического конфликта
Социальный конфликт, развиваясь, проходит ряд стадий от зарождения до угасания (разрешения). На любой из стадий может возникнуть юридически значимая ситуация, превращающая социальный конфликт в правовой. Иногда конфликт с момента зарождения носит юридический характер. Это проис­ходит тогда, когда стороны связаны правовыми отношениями и ...

Особенности личности детей с нарушением слуха
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Нарушение слуховой функции накладывае ...