Введение
Страница 1

Каждый человек, начиная с момента рождения, попадает в различные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. На протяжении всей жизни одни группы меняются, другие совсем исчезают, а на их месте появляются следующие: родительская семья заменяется своей семьей, группа детского сада на школьный класс, студенческая группа на рабочий коллектив и т.д. Потребность человека находиться среди людей, быть включенным в определенные группы является одной из важнейших потребностей. Однако необходимым уточнением здесь является то, что эта принадлежность должна быть не внешнего характера ( например, ребенок записан в данный учебный класс, потому что это ближайшая школа к дому, где он живет; студент зачислен в данную студенческую группу, потому что поступил в определенный Вуз в определенном году), а иметь эмоционально - личностное содержание. Быть принятым в группу, которая уважает и ценит тебя как человека, с которой тебя объединяет общность интересов и целей – поистине мечта каждого. Для детей младшего школьного возраста учебный коллектив играет решающую роль в развитии их личности. Именно в этом возрасте происходят большие изменения в отношениях детей друг с другом. Божович Л.И. пишет, что “в этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителем, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.” [3, с284] Конечно и в дошкольном возрасте ребенок общается со сверстниками, являясь частью группы детского сада, однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность. Учебный коллектив, как и любая другая группа, имеет социальную структуру, внутри которой каждый учащийся занимает свое место. И вот именно здесь возникает вопрос: почему один ученик – всеми признанный лидер, а другой полностью изолирован от коллектива? Что в личности одного так привлекает одноклассников, а в личности другого отталкивает?

Актуальность.

Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях. Как я уже писала, в данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно- значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая во многом задается извне, со стороны учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, конечно же, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных особенностей учащихся занимающих различное положение в групповой иерархии, что позволит выделить существующие в этой области психологические проблемы, а также оптимизировать процесс взаимодействия между детьми. И так можно сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена: во-первых, недостаточным исследованием проблемы взаимосвязи личностных свойств детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом в учебном коллективе; во-вторых, при решении психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия между детьми, необходимо учитывать изучаемые нами личностные особенности.

Страницы: 1 2 3


Практическое применение убеждения. Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух ...

Техника наведения транса
Трансом в НЛП принято называть изменённое состояние сознания, в котором сосредоточение внимания происходит на внутренних стимулах. Поскольку внутренние стимулы используются во многих технологиях НЛП (например, при оптимизации стратегий), состояние транса считается очень важным[12]. «Транс – это особое состояние, которое интенсифицирует ...

Раннее детство: автономия- стыд и сомнения
Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегая чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе об ...