Введение
Страница 1

Каждый человек, начиная с момента рождения, попадает в различные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. На протяжении всей жизни одни группы меняются, другие совсем исчезают, а на их месте появляются следующие: родительская семья заменяется своей семьей, группа детского сада на школьный класс, студенческая группа на рабочий коллектив и т.д. Потребность человека находиться среди людей, быть включенным в определенные группы является одной из важнейших потребностей. Однако необходимым уточнением здесь является то, что эта принадлежность должна быть не внешнего характера ( например, ребенок записан в данный учебный класс, потому что это ближайшая школа к дому, где он живет; студент зачислен в данную студенческую группу, потому что поступил в определенный Вуз в определенном году), а иметь эмоционально - личностное содержание. Быть принятым в группу, которая уважает и ценит тебя как человека, с которой тебя объединяет общность интересов и целей – поистине мечта каждого. Для детей младшего школьного возраста учебный коллектив играет решающую роль в развитии их личности. Именно в этом возрасте происходят большие изменения в отношениях детей друг с другом. Божович Л.И. пишет, что “в этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителем, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.” [3, с284] Конечно и в дошкольном возрасте ребенок общается со сверстниками, являясь частью группы детского сада, однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность. Учебный коллектив, как и любая другая группа, имеет социальную структуру, внутри которой каждый учащийся занимает свое место. И вот именно здесь возникает вопрос: почему один ученик – всеми признанный лидер, а другой полностью изолирован от коллектива? Что в личности одного так привлекает одноклассников, а в личности другого отталкивает?

Актуальность.

Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях. Как я уже писала, в данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно- значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая во многом задается извне, со стороны учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, конечно же, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных особенностей учащихся занимающих различное положение в групповой иерархии, что позволит выделить существующие в этой области психологические проблемы, а также оптимизировать процесс взаимодействия между детьми. И так можно сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена: во-первых, недостаточным исследованием проблемы взаимосвязи личностных свойств детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом в учебном коллективе; во-вторых, при решении психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия между детьми, необходимо учитывать изучаемые нами личностные особенности.

Страницы: 1 2 3


Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. ...

Период конкретных (элементарных) операций
Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями. Конкретно - опе ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.) Таблица 1 Социодемографическая характеристика выборки (о ...