Введение
Страница 3

Цель: Выделить типичные психологические портреты детей младшего школьного возраста, определяющие их статус в учебном коллективе.

Соответственно цели данного исследования были выделены следующие задачи:

1. Провести анализ степени изученности данной проблемы.

2. Основываясь на исследования в данной области, выделить группу личностных качеств значимых для статуса детей младшего школьного возраста.

3. Определить социометрический статус учащихся в школьном коллективе.

4. Составить типичные психологические портреты детей младшего школьного возраста.

5. Установить взаимосвязь между социометрическим статусом и сочетанием психологических особенностей личности ученика.

Гипотеза исследования: Существует несколько типичных психологических портретов детей младшего школьного возраста, которые определяют их социометрический статус в школьном коллективе.

Помимо личностных качеств, влияющих на статус ребенка, масса исследований в этом направлении посвящено мотивации выбора. Коломинский Я.Л. пишет, что когда мы изучаем суждения испытуемого, касающиеся оценки принятых и отвергнутых сверстников, необходимо учитывать тот факт, что” он выбирает или отвергает товарищей по группе часто не только и не столько за их действительные достоинства или недостатки, сколько руководствуясь своим субъективным представлением об их личности. Таким образом, не исключено, что, будучи, может быть, объективно ошибочными, неточными и недостаточными, именно эти субъективные представления, выраженные в качестве мотивировок, могут реально субъективно детерминировать социометрический выбор.” [16, с203] Наряду с Коломинским Я.Л. такие авторы как Лутошкин А.Н. Ценципер А.Б. отмечают, что результаты, полученные с помощью изучения мотивов, не будут являться действительным доказательством наличия этих черт у детей. Эти данные представляют интерес с точки зрения анализа эталонного для испытуемых набора знаемых качеств своих сверстников и осознания мотивов сближения и отчуждения.

Вернемся к взаимосвязи статуса с индивидуально-психологическими характеристиками детей. Каким же образом будут реализовываться поставленные нами задачи? Для определения статуса будет использован метод социометрии (один из вариантов социометрии для детей дошкольного и младшего школьного возраста предложенный Овчаровой Р.В. [53] ), который позволяет получить социометрический коэффициент каждого ученика в учебном коллективе. Для построения психологических портретов детей младшего школьного возраста будет использован метод семантического дифференциала ( модифицированный Кравцовой Е.Е.[49] для детей младшего школьного возраста ). Выделение дискрипторов (личностных свойств) для данного метода проводится при помощи анализа результатов исследований различных авторов в этом направлении. Подробное описание данных методов будет предложено в главе, посвященной эмпирическому исследованию.

Страницы: 1 2 3 


Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
Характерно для людей, совершивших или пытающихся совершить попытку самоубийства. Истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых – не лишить себя жизни, а продемонстрировать окружающим это намерение. Одной из самых распространенных причин суицида явля ...

Методы диагностики в психологии
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. ...

Этапы посвящения
«Сын женщины — всего лишь тень мужчины». Слова Шекспира хорошо прочувствовали большинство патриархальных ритуальных обществ. «Заражение» мужчины женщиной, в частности, сына матерью, - это старое навязчивое мнение можно встретить и в XVIII веке у Руссо, и среди американских морских пехотинцев, и в племенах Новой Гвинеи. Везде царит идея, ...