ВведениеСтраница 3
Цель: Выделить типичные психологические портреты детей младшего школьного возраста, определяющие их статус в учебном коллективе.
Соответственно цели данного исследования были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ степени изученности данной проблемы.
2. Основываясь на исследования в данной области, выделить группу личностных качеств значимых для статуса детей младшего школьного возраста.
3. Определить социометрический статус учащихся в школьном коллективе.
4. Составить типичные психологические портреты детей младшего школьного возраста.
5. Установить взаимосвязь между социометрическим статусом и сочетанием психологических особенностей личности ученика.
Гипотеза исследования: Существует несколько типичных психологических портретов детей младшего школьного возраста, которые определяют их социометрический статус в школьном коллективе.
Помимо личностных качеств, влияющих на статус ребенка, масса исследований в этом направлении посвящено мотивации выбора. Коломинский Я.Л. пишет, что когда мы изучаем суждения испытуемого, касающиеся оценки принятых и отвергнутых сверстников, необходимо учитывать тот факт, что” он выбирает или отвергает товарищей по группе часто не только и не столько за их действительные достоинства или недостатки, сколько руководствуясь своим субъективным представлением об их личности. Таким образом, не исключено, что, будучи, может быть, объективно ошибочными, неточными и недостаточными, именно эти субъективные представления, выраженные в качестве мотивировок, могут реально субъективно детерминировать социометрический выбор.” [16, с203] Наряду с Коломинским Я.Л. такие авторы как Лутошкин А.Н. Ценципер А.Б. отмечают, что результаты, полученные с помощью изучения мотивов, не будут являться действительным доказательством наличия этих черт у детей. Эти данные представляют интерес с точки зрения анализа эталонного для испытуемых набора знаемых качеств своих сверстников и осознания мотивов сближения и отчуждения.
Вернемся к взаимосвязи статуса с индивидуально-психологическими характеристиками детей. Каким же образом будут реализовываться поставленные нами задачи? Для определения статуса будет использован метод социометрии (один из вариантов социометрии для детей дошкольного и младшего школьного возраста предложенный Овчаровой Р.В. [53] ), который позволяет получить социометрический коэффициент каждого ученика в учебном коллективе. Для построения психологических портретов детей младшего школьного возраста будет использован метод семантического дифференциала ( модифицированный Кравцовой Е.Е.[49] для детей младшего школьного возраста ). Выделение дискрипторов (личностных свойств) для данного метода проводится при помощи анализа результатов исследований различных авторов в этом направлении. Подробное описание данных методов будет предложено в главе, посвященной эмпирическому исследованию.
Внутриличностные конфликты
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
Отечественные исследователи (см., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А Кармина и др.) подразделя ...
Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных
органов
Мнемическая деятельность (от «мнемоника» - искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание.
Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запоминание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, обр ...
Роль России в мировой психологической мысли
По своему вкладу в развитие мировой психологической мысли русская психология занимает одно из ведущих мест. Однако русская психология оказалась обойденной в зарубежной историографии. Зарубежные историографы (Э. Боринг, Д. Флюгель, Г. Мэрфи и другие), а в равной мере представители официальной философии и психологии дореволюционной России ...