Особенности типа личности при гипертонической болезни
Страница 5

Инфо по психологии » Особенности типа личности при гипертонической болезни

Наши данные о повышенной тревоге и невротизме у больных гипертонической болезнью подтверждаются и исследованиями других авторов. Интересные данные о психологической деформации личности у больных гипертонической болезнью приводит И. К. Шхвацабая. Он сопоставил психологический портрет больных гипертонической болезнью и больных симптоматическими гипертониями (главным образом почечными). Идея заключалась в том, что если причиной деформации личности является повышение артериального давления, то изменения психики должны коррелировать с тяжестью сосудистых изменений. При гипертонической болезни с позиций психолога он отметил высокий уровень невротизма с повышенной тревогой, пессимизмом, страхом, внутренним напряжением, повышенной активностью, стремлением доминировать, авторитарностью, стремлением к независимости. При симптоматической почечной гипертонии менее выражен невротизм, тревога, нет стремления к лидерству, авторитарности, хотя соматически, по показателям артериального давления, эти больные являются более тяжелыми.

Эти факты, приводимые И. К. Шхвацабая (об отсутствии резких психологических нарушений у больных вторичной почечной гипертонией), еще раз подчеркивают принципиальное различие между гипертонической болезнью и вторичными гипертониями. Это различие касается прежде всего генетической детерминанты у больных гипертонической болезнью с последующим формированием особого социально-психологического портрета личности.

Эти клинические наблюдения совпадают с нашими данными и дают возможность предполагать, что причина деформации психологического портрета больного гипертонической болезнью не связана с сосудистыми нарушениями головного мозга, его гипоксией и нарушением ауторегуляции. Психологические нарушения связаны с самим патогенезом гипертонической болезни, с наследственными и приобретенными биохимическими и морфологическими нарушениями в коре, лимбико-ретикулярной формации и симпато-адреналовой системе, с особой функционально-морфологической структурой этих образований.

Одной из важных черт личности является лидерство — зависимость. В зарубежной литературе этому показателю придают большое значение в связи с формированием сосудистых заболеваний. Считают, что лица, относящиеся к группе А, обладают чертами лидерства. Именно поэтому мы уделили большое внимание этому показателю. В совместной с А. Ф. Быстрицкой работе на установке «Гомеостат» выделение лидера происходило не путем формального назначения, а путем выбора в процессе выполнения работы. Лидер оценивался не столько по эффективности выполняемой работы, сколько по количеству затраченных на ее решение усилий. Были выделены три степени интенсивности выраженности признаков «лидерство — зависимость»: а) высокая степень стремления к лидерству, б) умеренно выраженное стремление к лидерству в сочетании с умеренной зависимостью, в) высокая степень зависимости от окружающих.

При анализе результатов, полученных с помощью многопрофильного вопросника ММРІ с использованием функциональных шкал «лидерство — зависимость», мы уделяли внимание не столько лидерству, сколько зависимости, сопоставляя ее с невротизмом и тревогой. Самый высокий уровень лидерства (73%) был отмечен у здоровых лиц молодого возраста. Это вполне естественно, так как в молодости отмечается переоценка собственных возможностей и некритическое отношение к себе. Это подтверждается и тем, что у юношей, больных гипертонической болезнью (II группа), процент лидерства (58%) выше, чем у здоровых лиц пожилого возраста (52%). Следовательно, лидерство связано не только с генетической доминантой, но и с возрастным фактором. Соответственно величина уровня зависимости в группе здоровых юношей (V группа) составляет всего 27%, а у больных гипертонической болезнью зрелого возраста (I группа) —67% и у молодых больных гипертонической болезнью (II группа)—42%.

Интересна динамика «лидерства — зависимости» в III группе у лиц с нетяжелыми соматическими заболеваниями: в этой группе процент лидерства составил 35, а зависимость увеличилась до 65%. Эти факты подтверждают предположение о том, что «лидерство — зависимость» является такой психологической чертой личности больного, которая связана с социальной адаптацией человека к окружающему миру. В отличие от тревоги и невротизма «лидерство» несвойственно больным гипертонической болезнью. Эти результаты опровергают предположение зарубежных ученых о том, что для больного гипертонической болезнью характерен тип А, важным компонентом которого является стремление к лидерству.

Кроме вышеотмеченных личностных особенностей, мы подвергли анализу некоторые поведенческие реакции здоровых и больных гипертонической болезнью.

По нашим наблюдениям, для больных гипертонической болезнью очень значимы различного рода конфликтные ситуации. Они вызывают дисфункцию не только в сердечно-сосудистой системе, но и в гормональной, свертывающей системе. Особенно значительны эти изменения у лиц с чертами личности, обеспечивающими возникновение конфликтов, с наличием обидчивого эгоцентрического характера. Эти лица, попадая в различного рода фрустрационные ситуации, являются своеобразным генератором конфликтного поля высокого напряжения. Эмоциональная мобильность и эмоциональная вязкость у больных гипертонической болезнью всегда сопровождаются аккомпанементом сосудистых реакций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


К дифференциальной теории установки
Вот основные сведения, имеющиеся в нашем распоряжении по вопросу об установке. О чем говорят нам они? Основное положение таково: возникновению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое ни в какой степени нельзя считать непсихическим, только физиологическим состоянием. Это состояние мы называем установкой — гото ...

Социальная ситуация развития младенца
Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением просте ...

Добрые волшебники
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только до ...