Особенности типа личности при гипертонической болезни
Страница 6

Инфо по психологии » Особенности типа личности при гипертонической болезни

Особое внимание мы уделили реакции конфликтного типа, при работе на «Гомеостате» (аппарате, моделирующем стрессовые ситуации). Мы отметили появление у некоторых здоровых лиц и больных мышечного возбуждения, речевой расторможенности, перекладывание ответственности за нерешенную задачу на партнера, агрессивность по отношению к партнеру и к врачу. Необходимо отметить, что конфликтность включает в себя как один из компонентов агрессивность. Этой личностной особенности придают большое значение в психологическом портрете личности, но зафиксировать ее очень трудно. Для проявления ее необходимы групповые взаимодействия и эмоционально-напряженная ситуация с повышенной значимостью выполняемой работы. Отмечено, что у здоровых лиц склонность к конфликту составляет 47%, т. е. приблизительно половину. У больных эта цифра увеличивается до 64,5%- Вероятно, это обусловлено тем, что при гипертонической болезни возникает деформация психологического личностного партнера с увеличением элементов невротизма, тревоги. Эти изменения, особенно невротизм, вызывают повышенную раздражительность, агрессивность по отношению к окружающему, и как следствие этого — конфликт.

Чрезвычайно интересен вопрос о взаимосвязи конфликта и отрицательных эмоций. Биологический смысл отрицательных эмоций как приспособительного звена у животных связан с удовлетворением какой-либо потребности. Наличие опыта отрицательных эмоций позволяет животному проанализировать афферентную импульсацию и осуществить принятие решения и афферентный синтез в том направлении, который обеспечивает организму удовлетворение данной потребности.

Отрицательные эмоции человека, имеющие социальную окраску (в частности, конфликтные ситуации), имеют совершенно другой оттенок. При межличностном взаимодействии у человека иногда возникает конфликт, и он, базируясь на предыдущем опыте, на различного рода социальных взаимосвязях, решение принимает, но удовлетворение потребностей не происходит. Иногда в условиях конфликта человек вынужден углублять его, иногда затормаживать, но при этом всегда сохраняется эмоциональное напряжение.

Следовательно, с позиций функциональной системы П. К. Анохина для животного отрицательные эмоции являются целесообразными и становятся стимулирующим фактором для удовлетворения потребностей, у человека же отрицательные эмоции в плане конфликтных ситуаций почти всегда нецелесообразны.

Когда организм человека не может удовлетворить потребность и человек не в состоянии анализировать эмоции, то возникает застойный очаг возбуждения. В патогенезе гипертонической болезни именно застойные очаги возбуждения являются основным патогенетическим фактором. Происходит рассогласование между удовлетворением возникшей потребности в прекращении конфликта и невозможностью осуществления ее, так как это зависит не только от одного человека. В случае невозможности прекращения конфликта поведенческие реакции включаются на длительный срок, происходит их постоянное напряжение. В гипоталамусе формируется раздражение, которое может быть основой сосудистых нарушений. В экспериментах К. В. Судаковым отмечено, что эмоциональное возбуждение отрицательного характера обладает длительным последствием и суммацией. Особенно это относится к социальным конфликтным ситуациям. Возникает суммация эмоциональных раздражений, и тогда они легче переходят в форму застойного очага возбуждения, сохраняясь в ЦНС даже после завершения этой конфликтной ситуации. Еще одна особенность, отмеченная К. В. Судаковым, состоит в том, что стационарное эмоциональное возбуждение обладает особенностью к генерализованной активации мозговых структур, особенно коры больших полушарий, и нейрогуморальным путем это возбуждение распространяется на соматическую сферу. При повторных конфликтах возникает эффект суммации нового конфликта с предыдущим.

Конфликтные ситуации неприятны тем, что они дают непрерывный поток сигналов патологической импульсации, так же как и в случае ожидания при дефиците времени, это сопровождается непрерывным напряжением ферментативных процессов в ЦНС.

В дальнейшем работа с пациентами с гипертонической болезнью должна осуществляться как непосредственно лечащим врачом, так и психологом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Ранняя юность (15 – 17 лет). Общая характеристика возраста
В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овла ...

Пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Такие ученые, как К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что именно под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. «Особенно важными для ребенка являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом се ...

Возрастные половые особенности детей и подростков 8-18 лет
В юношеском возрасте каждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления и сформировать свое отношение зародившейся сексуальной чувствительности – это важный компонент юношеского самосознания. Отношения молодых людей к своим сексуальным устремлениям может быть различным: 1. Преувеличение физических аспектов сексуальности ...