Особенности типа личности при гипертонической болезни
Страница 2

Инфо по психологии » Особенности типа личности при гипертонической болезни

При столкновении с особыми экстремальными условиями среды реализуется специальная генетическая программа организма. При эмоциональном стрессе происходит экономное расходование энергетических и структурных запасов организма, обеспечивающих напряженное функционирование нервной, сердечно-сосудистой, гормональной систем организма. В условиях экстремальной ситуации рельефно выявляются контуры генетического кодирования каждой системы.

Динамические характеристики протекания психических функций (особенно таких, как темп и интенсивность) генетически детерминированы, и нередко они оказывают решающее влияние на эффективность выполняемой человеком умственной нагрузки в эмоционально-напряженной ситуации. Например, состояние тревожности и депрессии отрицательно сказывается на решении различных задач.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которую преломляются все внешние воздействия.

Исследуя черты личности больных гипертонической болезнью, можно отметить, что у них выражено упрямство, скрытность, неудовлетворенность собой и окружающими, враждебная настроенность к окружающим с одновременным проявлением агрессивных тенденций поведения. Одновременно с этим мы отмечали у них повышенную чувствительность к критике, нарушение внутреннего равновесия, внутреннее напряжение и тревогу, неуверенность в себе. Дисгармоничность личности больных I и II стадий гипертонической болезни наблюдается на фоне неадаптированных вегетативных реакций. В III стадии гипертонической болезни к этому присоединяется ряд черт органического поражения ЦНС.

При изучении психологического портрета представителей каждой из трех групп наблюдаемых нами больных особое внимание было уделено больным с нетяжелыми соматическими заболеваниями (фарингит, отит), без патологии сердечно-сосудистой системы. Наблюдение за этой группой позволило выявить степень подвижности таких черт личности, как тревожность, потребность в социальной активности, устойчивость таких параметров личности, как экстраверсия — интраверсия.

Последовательно изучая психологический портрет здоровых лиц, больных с нетяжелыми соматическими заболеваниями и больных гипертонической болезнью, мы надеялись выяснить возможное влияние длительных сосудистых изменений на трансформацию личностных особенностей больных. Учитывая многолетний характер течения гипертонической болезни, мы предположили, что эволюция психологических черт личности больного будет происходить постепенно и поэтому проследить становление молодых больных и лиц пожилого возраста является целесообразным.

В проблеме взаимосвязи гипертонической болезни и психических нарушений можно выделить два вида причинно-следственных отношений: 1) при длительном лечении гипертонической болезни возникают различного рода психические расстройства по типу тревожно-депрессивного или псевдоневрастенического; 2) при неврозах возникают сосудистые расстройства и иногда гипертоническая болезнь.

Какие же психические изменения возникают при гипертонической болезни? У больных в I и II стадии, особенно у женщин, могут преобладать явления повышенной раздражительности, плаксивости, быстрого утомления, вспыльчивости, пониженного настроения, снижение работоспособности, головная боль, нарушение сна. Особенно мучительны для больных бывают нарушения сна, изменение ритма дня и ночи, с тревожными сновидениями, сон становится поверхностным, не дает бодрости. Во II и III стадиях гипертонической болезни к этому присоединяется ухудшение памяти, изменение личности и некоторых черт характера. Больные становятся повышенно раздражительными, ревнивыми, появляется скупость. В межличностном взаимодействии в семье и производстве больные становятся бестактными к окружающим. Очень неприятным для окружающих становится симптом страха, который появляется у больных во II и III стадиях, в сочетании с повышенной тревогой. Страх имеет соматогенно-обусловленную природу и вначале для больного не имеет четкой фабулы. Затем больные конкретизируют его как страх смерти, страх инвалидности, нарушение семейных взаимосвязей и т. д. Если у больных преобладает тревога в сочетании с депрессией, то иногда они неадекватно реагируют на окружающих. Физиологически у больных отмечается быстрая утомляемость, истощаемость, хрупкость физиологических связей в коре головного мозга.

Выработанные динамические стереотипы в производственной и семейно-личной сфере теряют пластичность, становятся инертными, больные не могут их изменить. Нарушение динамического стереотипа (например, уход на пенсию, переезд на новую квартиру, приход в семью нового человека, развод с супругом) вызывают тяжелый сосудистый криз, иногда осложненный инфарктом миокарда или нарушением мозгового кровообращения. Во II и III стадиях гипертонической болезни появляется повышенная метеозависимость, с повышенной сензитивностью к колебаниям температуры, влажности и барометрического давления. Аналитико-синтетическая деятельность коры нарушается. Больные становятся многословными со сниженным интеллектуальным потенциалом. Отмечается четкая взаимосвязь повышенного АД (особенно в период криза) и ухудшения показателей психических функций, снижения памяти. Возникает замкнутый круг, когда сосудистые колебания ухудшают условия для психической деятельности, а повышенная чувствительность к эмоциогенным факторам утяжеляет течение сосудистой патологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности
деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности. Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчиненное ...

Обработка данных по приложению №2
Состав семьи: семья находится в составе 3-х человек (мама, папа и сам ребенок). По цветовым факторам было выявлено отношение к матери: Красный - символизирует любовь (это показывает то, что испытуемый подписав дерево во-первых употребил уменьшительно-ласкательное слово "яблонька", во - вторых подписал красным цветом, синим т ...

Выводы
1. Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию. 2. Учебная деятельность становится ведущей. 3. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он создает необходимую базу для своего последующего обучения. 4. От учебной ...