Технология тестирования
Страница 1

Инфо по психологии » Тестирование » Технология тестирования

1. Достоинства метода тестов.

2. Недостатки тестирования.

3. Надежность тестов.

4. Валидность тестов.

5. Стандартизация тестов.

6. Достоверность теста.

Ключевые термины: оптимальная трудность, надежность теста, ошибка измерения, валидность теста, критерий валидности, прогностическая валидность, стандартизация теста, выборка стандартизации, линейная стандартизация, конверсионная таблица, репрезентативность тестовых норм, рестандартизация, критериальные нормы, достоверность теста, мотивационные искажения, шкала лжи, социальная желательность, ситуация клиента, ситуация экспертизы.

Метод тестов является одним из основных в современной психологии. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.

Договоримся понимать под тестами в этом разделе технологии, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравниваются стандартные диагностические заключения.

1. Достоинства метода тестов

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами.

1. Стандартизация условий и результатов

Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это однако не означает того, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

2. Оперативность и экономичность

Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полуминуты, а весь тест занимает не более часа (в школьной практике это один урок); тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.

3. Количественный дифференцированный характер оценки

Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как “измерительный инструмент”, дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в данной области). Хороший тест позволяет различать не только три категории учеников – отличников, “середнячков” и “хвостистов”, но и хорошо дифференцировать испытуемых на полюсах шкалы – отличать просто способных от очень способных и талантливых, а среди отстающих отличать небезнадежных от “безнадежных” (или совершенно неподготовленных). Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрии, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

4. Оптимальная трудность

Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента, или пилотажа. Если в ходе пилотажа становится известно, что с заданием справляется примерно половина из обследуемого контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.

5. Надежность

Это, может быть, самое главное достоинство тестов. “Лотерейный” характер современных экзаменов с вытягиванием “счастливых” или “несчастливых” билетиков давно стал притчей во языцех. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявлений какого-то умения или способности). В результате возможность для “хвостиков” выбиться в отличники, а для отличника вдруг “провалиться” резко сокращается.

Назовем также ряд достоинств, которые в логическом смысле являются следствиями, производными от перечисленных выше, но заслуживают самостоятельного упоминания.

6. Справедливость

Справедливость является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств метода тестов. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех испытуемых в равные условия. Наиболее сильно субъективизм экзаменаторов проявляется, как известно, не в трактовке уровня решенности задачи (не так просто можно назвать черное белым, решенную задачу – нерешенной), а в тенденциозном подборе заданий: своим – полегче, чужим – труднее. Во введении к настоящему пособию уже говорилось, что именно тесты обеспечивают важнейшую функцию школы как социального фильтра, функцию “социально-профессиональной селекции”. То, насколько справедливой оказывается подобная селекция, имеет гигантское значение для развития общества. Поэтому так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного их применения. Ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов.
Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. В то же время возникновение такого мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции, таким образом, - явления разной природы, но динамично взаимосвязанные. Эмоции выражают особую значим ...

Трудоголизм
Термин «работоголизм» был предложен в начале 70-х годов 20 века W. Oates, священником и профессором психологии религии, который издал книгу «Признания работоголика» (“Confessions of a Workaholic»). W. Oates определил работоголизм как аддикцию к работе, компульсию или неконтролируемую потребность к непрерывной работе. Уже первые работы, ...

Кросс-культурная концепция Экмана
Кросс-культурная концепции позволяет учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях. Так Пол Экман совместно с Фризеном в 1972 году провели эксперимент по универсальной классификации телесных движений в разных культурах, в котором участвовали американцы и японцы. Испытуем ...