Технология тестирования
Страница 4

Инфо по психологии » Тестирование » Технология тестирования

разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т.п.);

динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой “вырабатываемости” – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т.п.);

информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам и т.п.).

Разнообразие и изменчивость всех этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения – измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы в принципе получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как “стандартная ошибка измерения” (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы (специально подчеркнем, что в психометрической теории надежность и точность оказываются синонимами).

Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R), согласно общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой:

R= 1 – S e2/ S x2, (1)

где Sх – дисперсия тестовых показателей Х.

Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя определить степень надежности теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный из них – метод перетестирования (тест-ретест), или метод измерения ретестовой надежности. На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, – две недели, что гарантирует забывание вопросов теста.

где SX, SY – стандартные отклонения Х и Y;

Cov (х, y) – ковариация двух переменных Х и Y.

В этой книге мы не ставим целью научить студентов-педагогов корреляционным методам и пытаемся изложить лишь принципиальную суть дела. Интересующиеся найдут все необходимые формулы и вычислительные примеры в любом учебнике по статистике, а также в специализированных изданиях по психодиагностике и психометрике (“Общая психодиагностика”, 1987; Клайн, 1994).

Что важно для сути теории надежности тестов, так это возможность определить ошибку измерения после того, как подсчитана корреляция “тест-ретест” по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):

Se = Sх × V1 – R. (3)

Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция “тест-ретест” оказалась равной лишь 1,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:

Se=10×V1-0,5»7,1. (4)

То есть оказывается, что ошибка измерения перекрывает большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков! И если испытуемый набрал на 6 очков больше, чем “средний” испытуемый, мы не можем с достаточной уверенностью (статистической достоверностью) говорить о том, что он значимо превзошел среднего испытуемого, так как это отклонение оказывается в пределах стандартной ошибки измерения.

Таким образом, низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит о том, что случайные факторы существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью и его нельзя использовать как измерительный инструмент.

Показатель надежности R, который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8-0,9.

Метод измерения “ретестовой надежности” пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамичные установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы “расщепления” теста на отдельные пункты, освещение которых выходит за пределы настоящего пособия

4. Валидность теста

Соответствие теста измеряемому психическому свойству называется валидностью теста. Это, без преувеличения, важнейшее психометрическое свойство теста. Если высокая надежность теста говорит нам о том, что тест действительно “что-то” измеряет, то высокая валидность указывает на то, что тест измеряет именно то, что мы хотим. Конечно, на валидность теста также негативно влияют случайные факторы. Поэтому в психометрике принято следующее основное психометрическое неравенство:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Воображение и его роль в познании и практической деятельности человека. Классификация воображения
Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта. Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее. Вооб ...

Волевая регуляция деятельности: природа волевого действия, волевой процесс
Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет. Воля - сознательная организация и саморегуляция ч ...

Причины и признаки стрессового состояния
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей орг ...