Технология тестирования
Страница 3

Инфо по психологии » Тестирование » Технология тестирования

К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример – повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. В этом случае высокий балл по восьмой шкале “Шизофрения” интерпретируется как “оригинальность мышления”, по четвертой шкале “Психопатия” – как “импульсивность” и т.п. Мысль о том, что нормальный здоровый испытуемый настораживается при виде многих вопросов MMPI, в которых откровенно называются психиатрические симптомы (“Я часто слышу голоса”) и выдают чисто “защитный” профиль, профанов не тревожит[3].

Еще раз подчеркнем, что недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку.

3. Потеря индивидуального подхода, “стрессогонность”

Тест – самая общая “гребенка”, под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка), к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования.

У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах (просто из-за “мандра­жа”). Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая под силу квалифицированному исполнителю.

4. Потеря индивидуального подхода, “репродуктивность”

Тесты знаний апеллируют, прежде всего, к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем не восполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае, отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом.

5. Отсутствие доверительной обстановки

Бездушный и формализованный характер процедуры тестирования, конечно, оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь ему. Диалогические методы (беседа, игра и т.п.) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым, квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.

6. Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность

Иногда неквалифицированные “тестологи” обрушивают на ребенка тесты слишком трудные, сложные для его возраста. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов. Мы уже говорили о драматических казусах резкой недооценки умственного развития детей при применении вербальных тестов. Но многие “невербальные” тесты также требуют развития речевого мышления хотя бы для осмысления того, что говорит взрослый в своей инструкции. Альтернатива “взрослому” тестированию в детской психологии – игровой подход к тестированию, когда тест включается в контекст игры, и ребенок выполняет его как бы играя.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профес­сиональной, и личной). Они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). То есть место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Спокойное рациональное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения к нему.

Лучшая гарантия от профанов и профанации – серьезный и квалифицированный интерес к тому, какую экспериментально-научную работу проделали разработчики теста, как полно эта работа и ее результаты отражены в сопутствующей документации. Это прежде всего вопросы надежности, выносливости и репрезентативности.

3. Надежность теста

Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста). Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Теоретические основы делового общения. Деловое общение: понятие, содержание, структура, цели, средства и функции
Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть ...

Комплексная диагностика личности
Баранцева Наталья 15 лет. Ученица 8г класса общеобразовательной школы Внешний вид. Девочка неаккуратна, одета в заношенную, иногда нестиранную одежду, под ногтями грязь, волосы выглядят грязными. Мимика развита хорошо, девочка адекватно выражает эмоции с помощью мимики, но постоянное выражение лица заискивающее, губы поджаты, просящий ...

Личность, ее формирование, свойства и потенциал
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. [17]Личность – это конкретный человек, взятый в ...