Технология тестирования
Страница 7

Инфо по психологии » Тестирование » Технология тестирования

Таблица 1

Пример фрагмента конверсионной таблицы для перевода сырых баллов в стены

Сырой балл

0-6

7-8

8-9

10-13

14-16

17-19

20-22

23-24

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

Как пользовались таблицей? Если испытуемый показал 5 сырых очков (решил только 5 заданий), то ему ставится минимальный стандартный балл 1. Если испытуемый решил 25 заданий, то получает балл 9.

После того, как балл по тесту стандартизирован, можно выносить диагностическое заключение. Общее правило здесь таково: если стандартный балл Y превышает единицу “верхней” (или “высокой”) группы M+Ss, то данному испытуемому приписывается повышенное значение измеренного психического свойства. Например, про ученика говорят, что он является определенно более дисциплинированным, чем средний ученик в российской школе (или московской, или иркутской – в зависимости от того, на какой выборке стандартизации получены нормы). Если же стандартный балл Y ниже границы “нижней” (“низкой”) группы M-Ss, то о данном испытуемом формулируется заключение, соответствующее низкому полюсу измеряемого свойства. Если стандартный тестовый балл Y заключен в пределах центрального интервала (M-Ss, M+Ss), то про испытуемого говорят, что у него измеренное свойство выражено в средней степени – как у большинства людей.

На шкале стенов граница “верхней” группы равна 7,5, а “нижней” – 3,5, то есть при получении 8 стенов и больше испытуемый зачисляется в “верхнюю” группу, а при получении 3 стенов и меньше – в “нижнюю”.

Если мы имеем дело с биполярным (двухполюсным) психическим свойством, например, “гибкость – ригидность”, то для “высокой” группы формулируется заключение как для “гибких” людей, а для “низкой” группы – как для ригидных людей. Соответственно средняя группа из центрального интервала признается нейтральной, неполяризованной по данному тестовому параметру.

Любые тестовые заключения при использовании статистических тестовых норм являются относительными. Они зависят от той выборки, на которой производилась стандартизация теста. То, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется репрезентативностью тестовых норм.[4] Репрезентативность – третье важнейшее психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере его применения.

Например, если тест проходил стандартизацию на студентах, то перед его применением на школьниках следует вначале произвести рестандартизацию, то есть снова собрать тестовые нормы на представительной выборке, сформированной именно из школьников. В противном случае диагностические выводы, произведенные по неадекватным тестовым нормам, будут неточны и неверны.

Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если эти два распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм.

Введение понятия репрезентативности позволяет нам дать более строгое определение того, что такое стандартизация теста. О стандартизации теста в строгом смысле можно говорить, когда задана полная таблица соответствия сырой шкалы и стандартной шкалы и содержание этой таблицы обосновано статистической структурой распределения тестовых баллов на выборке стандартизации.

Кроме статистических тестовых норм в современных тестах часто используются критериальные нормы. Они особенно важны для сферы образования. Действительно, что дает нам знание о том, что Петров выполнил тест лучше среднего испытуемого, если средний испытуемый тоже не справился с большинством заданий? Мы прогнозируем, что подавляюще большинство испытуемых без специального дополнительного обучения не смогут показать требуемого уровня эффективности в будущей деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9