Язык, сознание и речь
Страница 2

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное смысловое значение.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык – это непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.

Язык и сознание образуют также противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость сознания от языка не является абсолютной. Сознание детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

В результате человеческой истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения и категории. Если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы и отвлеченного «категориального» мышления.

Процесс общения людей посредством языка называется речью, которая не идентична языку и является его вторичным образованием. Речь – это способ использования языка.

Речь имеет следующие функции:

1) коммуникативная, которая выражается в возможности общения между людьми;

2) экспрессивная: выражение душевного состояния человека (эмоции, чувства);

3) индикативная: способность указывать на объекты с помощью слов, которые в данный момент в реальности отсутствуют;

4) номинативная: способность называть предметы;

5) смысловая, которая заключается в том, что за каждым словом закреплен свой смысл, своё значение;

6) регуляция действий.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь – это процесс разговоров, бывает письменная, устная и кинетическая (язык жестов). Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождается жестами, интонацией, паузами, допускает сокращения. Письменная речь - это речь в отсутствии собеседника. Эта речь, не обладающая знанием ситуации, не поддерживаемая жестами и мимикой, должна обладать достаточной грамматической полнотой, позволяющей сделать письменное сообщение достаточно понятным. Письменная и устная речь могут воздействовать друг на друга. Кинетическая речь, возможно, сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, наверно, единственный вид речи, выполнявший все речевые функции. Со временем он утратил свою функцию, однако остался в виде жестов, дополняющих речь, выражая ее эмоциональную окраску. Однако люди, глухонемые от рождения, или потерявшие возможность слышать и говорить в результате несчастного случая или заболевания, этим подвидом речи пользуются.

Внутренняя речь – это обеспечение мыслительного процесса. Выдающийся швейцарский ученый Ж. Пиаже, оценивая роль внутренней речи, выдвинул теорию, согласно которой ребенок рождается аутистическим существом, маленьким отшельником, который живет сам по себе, мало общаясь с внешним миром. Поначалу ребенку свойственна аутистическая, эгоцентрическая речь, направленная на самого себя, а не на общение со сверстниками или взрослыми. Лишь постепенно, по мнению Пиаже, поведение ребенка начинает социализироваться, а вместе с ним социализируется и речь как средство общения или коммуникации.

Л.С. Выготский в трактовке внутренней речи поддерживался другой теории. Он считал, что ребенок с рождения является социальным существом; сначала он связан с матерью физически, затем биологически, но самого рождения он связан с матерью социально. Эта социальная связь проявляется в общении ребенка с матерью, обращении к нему с речью. Мать обучает его выполнять ее указания, все это происходит с самого раннего возраста. Согласно этому взгляду эволюция речи ребенка заключается в том, что сначала ребенок адресует социальную речь взрослому, предлагая помочь ему, а не получая помощи, сам начинает анализировать ситуацию, пытаясь с помощью речи анализировать ситуацию, возможные выходы из нее. Так, по мнению Л.С. Выготского, рождается интеллектуальная, регулирующая поведение функция речи самого ребенка.

Страницы: 1 2 3


Понятие сплоченности
Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе. Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе. Привлекательность участи ...

История возникновения арт-терапии
Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арт-терапии является из ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.) Таблица 1 Социодемографическая характеристика выборки (о ...