Направления профессиональной деятельности
практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. ПсиходиагностикаСтраница 3
Таблица 2
Неспецифические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) |
Направленность |
Метод диагностики |
Упорядоченность действий Принятие и удержание задачи Целенаправленность действий |
Организация деятельности Произвольная регуляция |
Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Скорость (быстрота) выполнения действий |
Темп деятельности |
Наблюдение |
Устойчивость работоспособности (длительной и непрерывной деятельности) |
Стеничность (психоэнергетический тонус жизнедеятельности) |
Наблюдение |
Способность к самореализации (способы) |
Личностная активность |
Наблюдение и методики «Пиктограмма», «Корректурная проба» |
Предпочтение предметных задач, вычленение предметных отношений, ценность достижения результата Предпочтение общения с взрослым (коммуникативная зависимость), ориентация на оценку деятельности Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение |
Личностная направленность |
Наблюдение |
Преобладание (устойчивость) эмоционально окрашенных состояний |
Эмоциональный фон |
Наблюдение |
Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций (эмоционального реагирования) Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние |
Эмоциональная лабильность Пластичность |
Наблюдение Наблюдение |
Проявление ситуативной реактивности, эмоциональной заторможенности и эмоциональной возбудимости в эмоциональных состояниях |
Характер эмоциональных проявлений |
Наблюдение |
Реакции на ситуацию обследования (взаимодействия) |
Ситуативное общение |
Наблюдение |
Примечание. Перечисленные показатели являются неспецифическими для большинства методик (тестов) и определяются в процессе как диагностического обследования, так и наблюдения за жизнедеятельностью детей.
В результате обращения к табл. 1 и 2 можно заключить, что диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества). Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.
Тестирование
— метод психологической диагностики, «использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности».
Результат неудачной терапии
Мы должны признать, что консультант - это все же человек, и ему свойственно ошибаться. Неудачи в консультировании могут нанести реальный вред, но их можно проанализировать для того, чтобы по крайней мере в будущем попытаться исправить свои ошибки. На эту проблему стоит обратить больше внимание.
Существует несколько причин; из-за которы ...
Спортивная аддикция
В современной науке о спорте принято различать спорт для здоровья (то, что раньше называлось физической культурой) и спорт высших достижений (профессиональный). Кроме того, выделяют и так называемые экстремальные виды спорта, которые в наши дни завоевывают все большую популярность. Бесспорно, физическая активность и спорт повышают качес ...
Психоанализ в ХХ веке
Психология начала ХХ века была сложным и противоречивым явлением, где наряду продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимали философские рационалистические спекуляции о сознании как о чистом духе, способном в принципе до конца просветить самое себя и окружающий мир.
Эмпирическая псих ...