Направления профессиональной деятельности
практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. ПсиходиагностикаСтраница 2
Таблица 1
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
|
Показатель (характеристика) |
Направленность |
Методические средства (методики, тесты) |
|
1 |
2 |
3 |
|
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ |
Восприятие |
«Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» |
|
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки |
Наглядно- действенное мышление |
«Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка» |
|
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий |
Наглядно- образное мышление |
«Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали» |
|
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием систематизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование) |
Логическое мышление |
«Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого» |
|
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения |
Словесно- логическое мышление |
«Дополнение фраз», «Последовательность картинок» |
|
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты |
Активная речь |
«Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест), «Последовательность картинок» |
|
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) |
Игра в контексте мышления и воображения |
«Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно- ролевые игры, предметно-манипуляционные) |
|
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригинальность |
Творческое воображение |
«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку», «Что может быть одновременно» |
|
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) |
Крупная и мелкая моторика |
«Играв мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок |
|
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внимания |
Внимание |
«Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант) |
|
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения |
Общение |
«Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия» |
|
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализации Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) |
Личность |
«Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма» |
|
Механическое запоминание Опосредованное запоминание |
Произвольная память |
«10 предметов», «10 слов», « Пиктограмма» |
Зарождение экспериментальной психологии и рефлексологии
Два направления в проблеме человека. Ткань национального самосознания пронизывали различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку.
Одни выражали интересы обездоленного русского мужика. Другие – правящего строя. Идеологи которого ратов ...
Детерминистские теории эмоций
В периферической концепции Джемса - Ланге и таламической концепции Кэннона - Барда будет просматриваться, тенденция расценивать эмоции человека, как контролируемое теми или иными факторами. Вообще, детерминистские ориентированные теории эмоций заметно различаются в объяснении возникновения эмоций, как физиологического процесса. Тем не м ...
Детоцентрический тип семьи
Со второй половины Х
I
Х века в Европе формируется детоцентристский тип семьи
. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к появлению устойчивой зависимости экспрессивной удовлетворенности от супружества, с одной стороны, ...
