Направления профессиональной деятельности
практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. ПсиходиагностикаСтраница 2
Таблица 1
Специфические показатели (характеристики) психического развития детей дошкольного возраста
Показатель (характеристика) |
Направленность |
Методические средства (методики, тесты) |
1 |
2 |
3 |
Развитие перцептивных действий Овладение сенсорными эталонами (формы, цвета, величины и др.) Сформированность пространственных отношений (операции сериации) Объединение элементов в целостный образ |
Восприятие |
«Коробочка форм», «Вкладыши», «Пирамидка», «Мисочки», «Конструирование по образцу», «Включение в ряд», «Эталоны», «Разрезные картинки», «Перцептивное моделирование» |
Ориентировка в предметных действиях Способы ориентировки |
Наглядно- действенное мышление |
«Коробочка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Матрешка» |
Развитие модельных действий (моделирование) Анализ образца Образная форма мыслительной деятельности (образное кодирование) Овладение зрительным синтезом Развитие ориентировочных действий |
Наглядно- образное мышление |
«Рыбка», «Разрезные картинки», «Пиктограмма», «Перцептивное моделирование», «Рисунок человека», «Схематизация», «Недостающие детали» |
Овладение действиями обобщения и классификации (простые логические отношения) Овладение действием систематизации (сложные логические отношения) Знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование) |
Логическое мышление |
«Классификация по заданному принципу», «Свободная классификация», «Самое непохожее», «Систематизация», «Пиктограмма», «Исключение четвертого» |
Отражение логической последовательности в речевой форме Установление причинно-следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения |
Словесно- логическое мышление |
«Дополнение фраз», «Последовательность картинок» |
Развитие связного рассказывания Объем активного словаря Логопедические дефекты |
Активная речь |
«Вопросы по картинкам», CAT (Child Apperception Test — Детский апперцептивный тест), «Последовательность картинок» |
Сформированность игровых действий: замещение и манипуляция принятие и удержание роли Выстраивание цепочки игровых действий (сюжета) |
Игра в контексте мышления и воображения |
«Свободная игра», «Игровая комната», наблюдение за игровой деятельностью (игры с правилами, сюжетно- ролевые игры, предметно-манипуляционные) |
Образная и вербальная креативность Беглость, гибкость, оригинальность |
Творческое воображение |
«Дорисовывание фигур», «Рисунок несуществующего животного», «Три желания», «Назови картинку», «Что может быть одновременно» |
Овладение координацией движений Общая двигательная активность Разработанность пальцевой и кистевой техники Наличие ведущей руки (позиции) |
Крупная и мелкая моторика |
«Играв мяч», «Повтори за мной», «Бирюльки», свободные движения (походка, бег), свободный рисунок |
Преобладающий тип внимания Объем и устойчивость внимания |
Внимание |
«Найди такую же», «Коррективная проба» (детский вариант) |
Социальный статус Конфликтность Коммуникативные предпочтения Семейные и партнерские взаимоотношения Формы и средства общения |
Общение |
«Два дома», «Рисунок семьи», «Игровая комната», «Дополнение фраз», CAT, «Рисунок человека», «Социометрия» |
Самооценка и уровень притязаний Ценностные ориентации Устойчивость, направленность и осознанность мотивов Потребность в самоактуализации Личностные черты и качества Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные) |
Личность |
«Лесенка», «Семь карточек», «Эмоциональное лото», CAT, «Рисунок человека», «Дополнение фраз», «Три желания», тест Розенцвейга (детский вариант), «Пиктограмма» |
Механическое запоминание Опосредованное запоминание |
Произвольная память |
«10 предметов», «10 слов», « Пиктограмма» |
Последствия конфликтов. Функциональные последствия конфликта.
1. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это устранить или сведет к минимуму трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
2. Стор ...
Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
Третья из наиболее "свежих" моделей эмоций созданная в 1998 году представляет довольно своеобразное объединение ряда весьма разнородных принципов и идей. Авторы этой концепции попытались объединить биологический подход к эмоциям, заложенный в уже упомянутой работе Дарвина, и соответствующую ему теорию базовых эмоций, с когнити ...
Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделе ...