Направления профессиональной деятельности
практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. ПсиходиагностикаСтраница 8
Данные рекомендации действительны для беседы с родителями, заинтересованными в психическом здоровье своих детей. В случаях безответственного или преступного отношения членов семьи к ребенку рекомендуется жесткая (директивная) позиция психолога при ознакомлении таковых лиц с результатами обследования. Кроме того, психолог вправе связаться с компетентными органами для решения вопроса гражданской или уголовной ответственности.
Отдельным пунктом рассмотрим специфику основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях дошкольных учреждений. Прежде всего, особенности тестирования детей от 3 до 7 лет определяются подбором методических средств (тестов и методик).
Возрастная адаптация — основное требование к методическим средствам в практике детского психолога. Без этого тестирование как метод диагностической деятельности становится бессмысленным.
Так, методика «Систематизация», направленная на диагностику логического мышления, неадаптивна для детей 3 лет по причине актуализации наглядно-действенного мышления. Ребенок 4—5 лет не способен адекватно решать задачи, поставленные психологом средствами вербальной коммуникации в открытых либо понятийно-дифференцированных опросниках («Личностный дифференциал» и др.).
Существуют традиционные правила тестирования детей дошкольного возраста. Они заключаются в следующем:
— удержание единой пространственной позиции психолога и ребенка («глаза в глаза»). Она обеспечивается отсутствием доминанты роста взрослого и организуется в детском пространстве (детский стол и стульчики, поза лежа и т.д.);
— предоставление первоначального свободного выбора сферы деятельности («игра», «рисунок», «общение» и т.д.).
Он обеспечивается созданием поля возможностей для ребенка;
— чередование сфер деятельности. Оно обеспечивается сменой видов деятельности, на основе которых построены тесты (общение — конструирование — движение — рисование);
— регламентирование временное (регламентация времени). Общее время тестирования может длиться от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребенка;
— регламентация интеллектуальной нагрузки. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) интеллектуальных тестов в диагностическом комплексе (не более трех в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных);
— регламентация личностно-эмоциональной нагрузки.
Она
обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) проективных тестов в диагностическом комплексе (не более трех в одной процедуре с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных);
— дублирование тестов (методик) общей диагностической направленности. Оно обеспечивается использованием различных методических средств для подтверждения результатов. Может осуществляться и дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);
— варьирование процедуры тестирования. Оно обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов тестирования, использованием всех видов помощи при решении тестовых заданий. Данное правило осуществляется только по мере необходимости при осложнениях адаптации к процедуре обследования, определенных личностно-эмоциональных особенностях ребенка (тревожность, аутичность и т.д.).
Ведущее (базовое) положение в психодиагностическом направлении в деятельности практического психолога занимает диагностика детей. Затем — опосредованная диагностика лиц, взаимодействующих с детьми и принимающих участие в их развитии, воспитании и образовании (родители, воспитатели, педагоги).
Классификации психодиагностических
метод по В.К. Гайде, В.П. Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
· по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
· по назначению:
· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);
· тесты профессиональной пригодности;
· тесты специальных сп ...
Развитие личности в старшем подростковом возрасте
С.Холл назвал это возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.
Мотивационная сфера подростка
Мотивационная сфера – направлена на общение со сверстниками, учебную и творческую (спортивную) деятельность. Главная особен ...
Тесты для измерения интеллекта, их виды
Строгой классификации тестов для измерения ума или его отдельных особенностей не существует. Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной литературе используются следующие термины: наиболее обобщенный и часто употребляемый - "тесты интеллекты"
или его несколько устаревший вариант "умственные тесты".
На ряду с ни ...