Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика
Страница 4

Инфо по психологии » Детская практическая психология » Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика

Как видно из табл. 1, посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов (интеллектуальное развитие). К стандартизированным тестам, безотносительно возрастной направленности, выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения, где репрезентативность — адекватность заданий выборке испытуемых, надежность — согласованность значений показателей при эквивалентном тестировании, валидность — соответствие тестовых заданий концепции изучаемого феномена и эмпирическим критериям, объективность — заданное процентное соотношение степени трудности — легкости для большинства испытуемых. Согласованность требований к тестам позволяет объективно оценить психические качества субъекта диагностического обследования, что обуславливает широкое применение тестирования в зависимости от диагностических целей и возрастных возможностей испытуемых.

Примером отечественного стандартизированного теста может служить широко распространенный в психологической методической практике комплекс Л.А. Венгера по диагностике умственного развития детей дошкольного возраста [65]. В комплекс входят стандартизированные тесты, определяющие уровень развития восприятия и мышления (образного, комбинаторного, схематического, логического); «Перцептивное моделирование», «Систематизация», «Схематизация», «Соотнесение с эталоном», «Рисование узора» и др.

В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с поуровневой дифференциацией. Данный тип психодиагностических средств в основе своей опирается более на качественное дифференцирование психических феноменов, чем на их количественное измерение. Методики этого ряда представляют собой комплекс стандартизированных* заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования. Принципы «клинического» обследования удерживаются гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а также отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок.

Следует отметить, что методики с поуровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста как содержательно, так и процессуально. Содержательно они пересекаются с понятием «детская компетентность», представленной детскими видами деятельности (изодеятельность, конструирование, игра и др.). Процессуальная ценность обозначена отсутствием жесткой директивности и регламентации, что позволяет максимально приблизить процедуру диагностирования к игровой деятельности, адаптируя тем самым ребенка к специально организованным условиям обследования.

Из представленных в табл. 1 психодиагностических средств методиками с поуровневой дифференциацией являются: «Рыбка», «Пирамидка», «Матрешка», «Конструирование по образцу», «Коробочка форм», «Три желания», «Пиктограмма», «Вкладыши» и др.

В качестве психодиагностических средств выступают также проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности, основанное на «психологической интерпретации результатов проекции» (механизмы защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования). При диагностике детей дошкольного возраста используют детские варианты проективных тестов.

В табл. 1 «Специфические показатели» психодиагностические средства данного ряда представлены ассоциативными и экспрессивными проективными тестами: CAT, тест Розенцвейга, «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Фи-феномен
Классическим является открытый Максом Вертгеймером, так называемый, фи-феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство ...

Психологическая карта учащегося
Общие сведения: Ф.И.О.: Климов Андрей Васильевич Класс: 8 «Б» МОУ СОШ № Возраст: 14 лет. Дата рождения: 23.09.1992 г. Пол: Мужской Состав семьи: отец Василий Павлович, возраст 39 лет, образование высшее техническое, инженер; мать Марина Николаевна, возраст 37 лет, образование среднее техническое, швея; старший брат Алексей, возр ...

Этапы формирования энграмм
Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти, характеризующему ее готовность к воспроизведению энграммы, по устройству, характеризующему состав энграммы. Наконец, еще один способ — это описание па ...