Словарь терминовСтраница 2
Креативность
— творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Мотив
— побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Научение —
процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного.
Негативизм
— немотивированное поведение, проявляющееся в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.
Обучение
— процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.
Одаренность
— качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Одаренные дети
— дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.
Онтогенез
— процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
Педология
— комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Познавательные (когнитивные процессы)
— психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.
Помощь психологическая
— профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах — психологического консультирования и психотерапии.
Просвещение
— важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.
Психодиагностика
— область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека.
Психотерапия (психокоррекция)
— направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.
Психология —
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Хазвитие психики
— закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рекапитуляции теория
— теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онгогенез есть краткое повторение филогенеза.
Речь эгоцентрическая
— речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.
C
оциализация
— процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Структура и типы девиантного поведения
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное).[7] Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возни ...
Многофакторные личностные тест-опросники
Существуют многофакторное обследование личности для психически-здоровых людей. Тест-опросник 16ЛФ. История построения теста. Структура и интерпретация 16 личностных факторов. Правила проведения и подсчета тестовых баллов. Шкалы стенов. Типовые профили и их интерпретация. Национальные и специализированные популяционные нормы. Уравнения э ...
Гендерные исследования системы языка. Понятия
сексизма и патриархальных языков
Сексизм связан с понятием патриархальных языков, продуцирующих неравноправие полов. Основные характеристики патриархальных языков были описаны Хеллингер:
* Неравные шансы идентификации мужчин и женщин в языке (обозначение женщин языковыми единицами мужского рода).
* Семантическая асимметрия при наличии парных единиц (слова женского ро ...