Словарь терминовСтраница 2
Креативность
— творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Мотив
— побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Научение —
процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного.
Негативизм
— немотивированное поведение, проявляющееся в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.
Обучение
— процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.
Одаренность
— качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Одаренные дети
— дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.
Онтогенез
— процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
Педология
— комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Познавательные (когнитивные процессы)
— психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.
Помощь психологическая
— профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах — психологического консультирования и психотерапии.
Просвещение
— важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.
Психодиагностика
— область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека.
Психотерапия (психокоррекция)
— направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.
Психология —
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Хазвитие психики
— закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рекапитуляции теория
— теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онгогенез есть краткое повторение филогенеза.
Речь эгоцентрическая
— речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.
C
оциализация
— процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Наличие намерения // Отсутствие намерения
По мнению Виктора Знакова намерение есть то, что может подсказать: является ли некоторый акт лживым, или же является он обманным. Если биржевой игрок сообщает информацию, что определенные акции упадут в цене, то он имеет намерение ввести людей в заблуждение. Разведчик имеет совершенно очевидное намерение обмануть своих врагов. А некотор ...
Ребенок младшего школьного возраста в системе социальных отношений. Особенности и структура учебной группы
Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти отношения. Ребенок, сфера социальных контактов которого ограничена по сравнению со взрослым, соприкаса ...
Специальная психологическая подготовка
Подготовка к конкретному соревнованию. Опыт работы в спортивных командах в качестве практического психолога показал, что чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период.
Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность соревноват ...