Приложения
Страница 24

16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет раскрыть рот:

а) у зубного врача;

б) в магазине?

17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?

18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь

своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?

22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в Макдональдс, в зоопарк, в музей?

За каждый ответ: «почти всегда» начислите себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов. Полученные баллы сложите.

Ключ: 88

баллов - здорово! 44

балла - неплохо. Меньше 22 баллов -стоит задуматься.

Можете ли Вы что-нибудь изменить, чтобы повысить свой рейтинг?

Приложение 22

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети — сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

10 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

18-20 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

через 5—10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.

1 месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону, не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается

во время и после

звучания погремушки (10—15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и

удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку в течение 20—25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен преимущественный поворот голову в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно слушает в течение 5—10 с и поворачивает голову в сторону голоса взрослого, ищет глазами, пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение.

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Сила сплоченности
Сила сплоченности зависит от следующих факторов: 1. Взаимодействие и взаимозависимость. Взаимозависимость и взаимодействия являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимному удовлетворению. 2. Фиксация и ...

Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961). K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фио ...

Функционалистическая концепция Кампоса
Согласно этой модели, эмоция представляет "попытку индивида установить, сохранить, изменить или закончить взаимоотношения между индивидом и окружающей средой по значимому для индивида поводу", - пишет Кампос. При этом отмечается, что можно говорить о четырех источниках значимости воздействия, благодаря чему, собственно, и воз ...