ПриложенияСтраница 23
5. Сделать для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.
6. Записывать истории, которые малыш будет диктовать.
7. Устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие
места
и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после.
8. Обстановка дома должна быть спокойной — родителям нужно быть терпеливыми.
9. Дома под рукой у ребенка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
10. Сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
11. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам — будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Приложение 21
Материалы для самооценки родителей
Заведите дневник Ваших отношений с ребенком на какую-либо часть дня либо на целый день. Каковы были Ваши действия?
Число |
Поправил(а), одернул (а) |
Похвалил (а), наградил (a) |
Вместе развлекались. Получил(а) удовольствие от общества ребенка |
Отказался(лась) выполнять просьбу: «Нет, я не могу этого сделать» |
Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз Вы сказали ребенку.
Я занята. Обсуждали его с другими в его присутствии:
Посмотри, что ты натворил. Он сведет меня с ума!
Не говори так быстро. Я никак не могу заставить его .
Неправильно.
Хорошо.
Когда же ты научишься?!
Сколько раз я тебе говорила!
Нет. Я не могу.
Ну и как ?
Вопросы к родителям
Может ли Ваш ребенок:
1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т.е. не показывать паль-Дцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок.
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне .»
3. Понимать смысл того, что ему читают, и отношения между персонажами.
4. Четко выговорить свое имя.
5. Запомнить свой адрес и номер телефона.
6. Писать карандашом или мелками на бумаге.
7. Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них.
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения.
9. Пользоваться ножницами с тупыми концами: вырезать ровно и не пораниться.
10. Слушать и следовать полученным указаниям.
11. Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает.
12. Сосредоточиться хотя бы на 20 минут, чтобы выполнить полученное задание.
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории.
14. Положительно оценивать: я — человек, который многое может.
15. Завязать беседу.
16. «Подстраиваться»,
когда взрослые меняют тему
разговора.
17. Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам.
18. Ладить с другими детьми.
Вопросы к родителям
1. Нравится ли
Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли
Вы малыша,
обнимаете ли его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?
О методе изучения установки
Прежде всего, нужно иметь в виду, что перед нами стоит вопрос об изучении не какого-нибудь отдельного психического факта, а того специфического состояния, которое я называю установкой. Как мы увидим ниже, для возникновения этой последней достаточно двух элементарных условий—какой-нибудь актуальной потребности у субъекта и ситуации ее уд ...
Активационная концепция эмоций Даффи
Дискуссии о специфичности физиологического проявления эмоций в 1920-е годы приводят многих психологов и физиологов к описанию эмоций в контексте энергетических и фоновых процессов. Тем самым под вопрос ставился сам статус эмоциональных явлений как качественно своеобразных "сущностей", занимающих свое, особое, отдельное место в ...
Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений
Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение созна ...