Приложения
Страница 30

импрессивная

Игра:

характер и содержание _

любимые игрушки

Эмоционально-волевая сфера:

контактность _

реакция на поощрение и порицание _

Особенности поведения:

со сверстниками и взрослыми

в играх и вне игры _

Чтение, письмо

Комплексное исследование ребенка 1,5—3 лет

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

сличение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же»

(форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)«назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал:

10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован .»;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу»

(парные картинки)

Стимулъный материал:

шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух

картинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис

(методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка

из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей

без прикладывания.

Конструирование по подражанию

(методика предлагается

детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ

образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал:

мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35


А.Н. Леонтьев о личности
личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается; личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожде ...

История детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам дет ...

Понимание явления дауншифтинга в сознании людей. Мифы о дауншифтинге
С возникновением нового течения, как известно, люди делятся на его сторонников, противников и тех, кому все равно. Все эти подгруппы на первых порах активно обсуждают это явление и, зачастую не понимая или недопонимая, делают определенные выводы, основанные на домыслах. Так рождаются мифы. О дауншифтинге тоже ходят мифы различного харак ...