Становление возрастной психологии как науки: исторический очерк. История становления возрастной психологииСтраница 2
Новый этап в развитии детской психологии, в рамках которой развивалась возрастная психология, связан с началом экспериментальных исследований детей. Создатель первой в мире психологической лаборатории немецкий психолог, философ, физиолог В.Вундт положил начало исследованиям проблем возрастной и педагогической психологии во всем мире. В конце XIX – начале ХХ в. в разных странах организовывались научные сообщества, появились специальные журналы и объединения, обсуждающие вопросы развития ребенка и построения системы обучения и воспитания на основе законов детского развития. Разработку проблем детской психологии вели известные немецкие ученые К.Гросс, Э.Крепелин, Э. Мейман, В. Штерн и другие. Во Франции А.Бине совместно с Т.Симоном создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основу которой составил метод тестов: был введен показатель интеллекта – умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Теоретические и методические представления А.Бине и Т.Симона лежат в основе современной психометрики – практики измерения умственного развития детей. В США инициатором и организатором изучения ребенка и построения педагогического процесса на психологической основе явился С.Холл, в Швейцарии – Э.Клапаред, в Англии – Д.Селли
Дальнейшее становление возрастной психологии как науки происходило в контексте объяснения психического развития человека. Теоретические воззрения зарубежных психологов относительно психического развития были заимствованы из биологии (натурализм), социологии (социоморфизм), из биологии и социологии (теории конвергенции), из биологии и логики (генетическая психология Ж.Пиаже).
Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Гото ...
Роль семьи в формировании личности ребёнка. Понятие
семьи, семья как микросоциум
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. ...
Анализ процесса реагирования
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно за экстремальным ...